“Музыка небесных сфер”: ученые услышали звуки космоса.

Ученые воспроизвели звуки Вселенной, когда ей было всего 400 тысяч лет. Частота звуковой волны ранней Вселенной – всего одно колебание в сто тысяч лет. Чтобы услышать звуки Вселенной в момент ее рождения, их надо сдвинуть на 50 полных октав. Музыканты попытались услышать в этом шуме ноты и сыграть их на фортепиано.

Получилось то, как звучит наша Вселенная. Точнее, так она звучала, когда только зарождалась, и было ей всего 400 тысяч лет. Сейчас нашей “старушке” 14 миллиардов. А ученые могут лишь улавливать слабое “эхо” звуков прошлого.

“Нас с детства учат: если мы полетим в космос, то там звук не может распространяться, потому что там вакуум. На самом деле, в ранней Вселенной никакого вакуума не было. Вся Вселенная была заполнена газом, в котором могли распространяться звуковые волны”, – рассказывает Сергей Сазонов, сотрудник Института космических исследований.

О том, что в ранней Вселенной существовали звуковые волны, советские ученые предсказывали еще в середине прошлого века. Известный астрофизик, Рашид Сюняев, доказал это теоретически. За что получил премию Кроуфорда, самую престижную награду среди астрономов, сродни – Нобелевской.

“Когда в 1969 году я был молодым сотрудником у нашего знаменитого великого ученого академика трижды героя Зельдовича, я принес ему картинки, что вот это примерно должно быть видно и на небе в радиолучах, в распределении по небу яркости реликтового излучения. Я помню реакцию Якова Борисовича. Он мне сказал, что это никогда люди не увидят: такой маленький сигнал”, – вспоминает он.

Найти остатки звуковых волн все же удалось “услышать”, когда американские ученые, совершенно случайно, обнаружили во Вселенной так называемое “реликтовое” излучение или микроволны. Увидеть глазами это невозможно, только при помощи радиотелескопов. А когда-то это был видимый свет. Как сегодня светит Солнце, так и светилась Вселенная.

“Если бы мы в ту эпоху жили, то небо представлялось бы миллионами Солнц. Такой яркий свет окружал бы нас со всех сторон”, – говорит Сергей Сазонов. Когда-то горячий свет Вселенной, за миллиарды лет остыл, до минус 271 градуса. Это и есть космический холод. Остывание шло неравномерно. Именно по этим температурным перепадам ученые и обнаружили звуковые волны.

“Это совсем другой диапазон: сдвинут на 50 октав полных относительно звуков, которые мы слышим”, – говорит Сергей Сазонов.

Американский ученые так и сделали: попытались звук Вселенной переместить в диапазон, который слышит человек, – получился шум.

А музыканты даже услышали в этом шуме музыкальный звук: “Фа диез”. Звук ранней Вселенной на фортепиано. По мере того, как Вселенная расширялась, менялись и звуковые волны, то есть в разное время она звучала по-разному.

“Ну вот тут что-то такое слышится, а это боюсь, не найду, не из нашей области”, – шутит Петр Климов, преподаватель Российской академии музыки им. Гнесиных.

А потом начинает играть Иоганна Себастьяна Баха, именно его музыку часто сравнивают с музыкой космоса. А затее – Гайдна, ораторию “Сотворение мира”, часть первая “Хаос”. Так услышал композитор “новорожденную” Вселенную. Но все это было до великого прорыва человечества в космос. Теперь уже известно, как звучит мир и Вселенная, в которой мы живем.

Ксения Зима

Вести.ru.

Запись опубликована в рубрике Медиатека, Наука, Новости науки. Добавьте в закладки постоянную ссылку.