Информология и идеи Живой Этики

В.С.Мокий

руководитель проблемной лаборатории информационных полей

Международного института информатики биосферы,

Нальчик

В истории человечества можно выделить ряд учений, которые оказали наибольшее влияние на формирование человеческого мировоззрения. Их отличительные особенности состоят в том, что сведения, которые они заключают в себе, никаким образом не вытекали из эволюционного пути познания окружающего мира. Эти учения провозглашали существование некой высшей организации, благодаря которой планета Земля, человеческое общество, а также все материальные объекты Вселенной реально существуют и находятся в неразрывной взаимосвязи друг с другом.

Можно выделить, как минимум, три основные идеи, которые составляют суть этих учений.

Первая идея заключается в провозглашении Единства пространства Вселенной. Единства, которое, прежде всего, предполагает соответствие всех участников сосуществования требованиям строго определенных норм и принципов поведения. Совокупность таких норм и принципов получила название Этика Живого или, иначе, — Живая Этика.

Вторая идея этих учений заключается в провозглашении Совершенства пространства Вселенной. А это означает, что все фрагменты пространства также должны быть совершенными. Однако Совершенство не играет в данном случае роль догмата. Оно служит «вектором» развития всех фрагментов пространства и, следовательно, лежит в основе взаимоотношений между всеми участниками однонаправленного развития.

Третья идея заключается в провозглашении грубоматериальной и тонкоматериальной составляющих Единого и Совершенного пространства Вселенной. Идея постулирует равноценное участие в процессе существования и развития не только самих материальных объектов, но и их отличительных свойств, к которым можно отнести, например, сознание и мышление. Это заставляет понимать Живую Этику в более широком смысле, при котором к строго определенной совокупности норм и принципов поведения добавляется не менее строгая совокупность норм и принципов, регламентирующих деятельность сознания и мышления.

Таким образом, чтобы реализовать эти идеи, Живая Этика должна представлять собой постоянно звучащий монолог Единого, Совершенного и Мыслящего пространства Вселенной. Этот монолог должен «звучать» в каждом фрагменте пространства, в любой его области. При этом слова монолога и их значение видоизменяются соразмерно уровню развития пространства. Именно поэтому Живую Этику не целесообразно заключать в рамки какого-нибудь одного учения. В свое время она прозвучала в монологе Будды, потом в монологе Христа, в монологе Е.П.Блаватской, в монологе Учителей человечества, прочтенном в исполнении Е.И. и Н.К.Рерих, а также в монологах многих других, менее или более заметных людей, чьи имена не сохранились в истории. И обязательно придет время, когда другие люди произнесут слова Живой Этики среди нового человечества. И эти слова будут служить путеводным маяком для них точно так же, как слова уже произнесенных монологов служат нам.

Однако было бы неверно не замечать того, что основная масса человечества остается консервативно настроенной в отношении к вышеприведенным идеям. Причин, вызвавших такое отношение к ним, может быть много. Но главной из них является то, что существующее или официальное мировоззрение человечества пока не располагает необходимой системой образов, посредством которой каждый человек мог бы отобразить окружающий мир во всей его полноте.

Люди увлеклись «видимым». Они создавали его множественные модели. Использование этих моделей привело к тому, что научное представление об окружающем мире было построено на результатах исследования процессов, участниками которых были только материальные объекты. Такие объекты оказались очень удобными. Они позволяли многократно производить с собой одни и те же эксперименты и при этом строго выполняли установленные для них правила. Но не менее очевидным было то, что материальные объекты и процессы, в которые они вовлечены, происходят в некой устойчивой среде, получившей название — пространство. Поэтому пространство, как объект изучения, постоянно приковывало к себе внимание исследователей.

Однако исследование пространства является одним из самых трудных и невыгодных занятий. Трудность состоит в том, что существует проблема выбора метода его исследования. Некоторые конкретные науки попытались предложить свое видение пространства. Но, в силу их естественного внутреннего самоограничения, ими рождались лишь локальные пространственные модели, практически использующиеся, в основном, в сфере действия тех же самых наук. Образно говоря, вектор развития природы и общества продолжает до сих пор указывать в неизведанное пространство.

Настойчивая попытка ученых оставаться в рамках существующего научного мировоззрения не позволила и до сих пор не позволяет многим лучшим научным умам до конца проникнуть в суть пространства, в область всеобщих начал, основополагающих идей и аксиом. Такое положение не может продолжаться вечно. Следствием этого стало частое возникновение кризисов в науке, обществе и природе.

Во времена подобных кризисов Учения Живой Этики привлекают к себе повышенное внимание людей. Слова этих Учений начинают приобретать подобающие им вес и значение. Прежде всего они призывают человечество понять, что доказательств требуют явления временные, а Вечное — нуждается в его принятии. Учения настойчиво призывают соединить образы и модели Вечного с образами и моделями временных процессов и, тем самым, создать единую образно-понятийную картину окружающего мира. И это все равно когда-нибудь придется сделать. Потому что это единственный путь эволюции материи, эволюции сознания, эволюции Духа. Без этого важного и необходимого шага общество и природу будут продолжать сотрясать лишь одни научно-технические революции, обладающие сомнительной репутацией.

Все это становится очевидным для большинства прогрессивных ученых. В обществе, и в научном обществе в частности, появилась потребность в создании методов системного подхода к изучению природных явлений. Системный подход — это новое явление в науке. Он не является продолжением уже существующих дисциплинарного и междисциплинарного подходов. Отличительными особенностями этого подхода является то, что его собственный образно-понятийный аппарат способен не только объединить в одну систему уже известные в науке понятия и определения, но и создать условия для дальнейшего целостного концептуального развития миропонимания.

Присутствующие, вероятно, уже знакомы с новым научным направлением, в рамках которого происходит создание одного из возможных вариантов системного подхода. Эта наука получила название — информология. Предметом ее изучения является пространство как среда, обеспечивающая существование и развитие материи и материальных объектов, а также информация, роль которой в концепции данной науки играет состояние пространства. Разрабатываемый информологией системный подход реализован в метод информологического анализа.

С точки зрения информологии материальные объекты являются фрагментами пространства. Следовательно, любой материальный объект в зависимости от вида решаемой задачи можно рассматривать как пространство, как носитель информации пространства или как информационную систему. Каждое пространство можно описать с помощью двух видов информации: количественного, позволяющего охарактеризовать его с позиции величины, и качественного, характеризующего его с позиции существенных свойств. Это дало право понимать под информационной системой специфическую форму организации пространства, определяющую порядок взаимоотношений в нем информации количественного и качественного вида.

Таким образом, рассуждая о развитии планеты, общества, человека и т.д., необходимо говорить о полноценном и взаимодополняющем развитии количественной и качественной составляющих их информационных систем. Реализация этого принципа в пространстве достигается посредством постоянного количественно-качественного преобразования информации. Осуществление механизма преобразования обусловило возникновение в пространстве такого явления, как процесс. Для анализа процессов, происходящих в пространстве, в информологии используется специальная модель, которая получила название — период преобразования информации.

С точки зрения информологии все материальные объекты являются фрагментами Единого пространства. Этим обусловливается высший смысл их существования и функционирования. Высший смысл заключается в том, чтобы иметь с Ним однонаправленный вектор развития; гармоничный с Ним период преобразования информации; а также осуществлять единый для всех пространственных фрагментов порядок взаимодействия друг с другом, основанный на строго определенной совокупности норм и принципов.

Если информационная система соответствует вышеперечисленным требованиям, то можно говорить о нормальном состоянии ее элементов или о нормальном состоянии ее пространства. Если же не соответствует, то возникающая в пространстве «не норма» может вызывать два типа дисбаланса при преобразовании общей информации. При первом типе дисбаланса наблюдается постоянное усиление интенсивности преобразования информации количественного вида. При втором типе — увеличивается интенсивность преобразования информации качественного вида.

Процесс преобразования информации, происходящий в Едином пространстве, воспринимается его внутрилежащими фрагментами в образе реальных информационных потоков. Благодаря единому порядку взаимодействия всех пространственных фрагментов между собой, происходит вертикальное и горизонтальное течение этих потоков.

Вертикальное течение информационных потоков заключается в том, что пространственные фрагменты большего радиуса воспринимают и гармонично преобразуют полученную частоту информации на частоту, которую способны, в свою очередь, воспринять и преобразовать внутрилежащие пространственные фрагменты меньшего радиуса. Горизонтальное течение информационных потоков заключается в том, что определенный объем информации преобразуется в события обычной жизнедеятельности пространственных фрагментов, которая должна осуществляться в соответствии с высшим смыслом их существования.

Следовательно, если состояние анализируемого пространства не соответствует норме, то это приводит к искажению сразу в двух направлениях преобразования информации. При этом, как было сказано ранее, в пространственных фрагментах возникают конкретные виды дисбаланса.

Наглядным примером сказанного может служить развитие человеческого общества. Если бы состояние его пространства соответствовало норме, то в обществе была бы принята единая и гармоничная система представлений об окружающем мире. На данный момент общество такой концепции не имеет. Мало того, как было сказано выше, в обществе произошел перекос в сторону усиления интенсивности преобразования информации количественного вида. А именно, прочно утвердилось материалистическое мировосприятие.

Такое положение приводит к парадоксальной ситуации. Например, при помощи естественных наук были выявлены законы, которыми жестко регламентируется поведение элементарных частиц, атомов и молекул. Однако этот факт почему-то не подвигнул людей, которые на 100% состоят из тех же самых атомов и молекул, установить единый закон поведения каждого человека, живущего на планете, в каком бы обществе или государстве он ни находился.

Как следствие возникшая недостаточная интенсивность преобразования информации качественного вида в обществе позволила лишь обозначить в концепции религиозного миропонимания существование некой высшей организации. Но понять, кому или чему эта организация принадлежит, а самое главное, почему она имеет такое исключительное функциональное предназначение, религия уже не могла. Требовалось хотя бы сохранить неизменными основные понятия, которые непременно должны быть востребованы после нормализации состояния общества. Однако в современной церковной интерпретации эти понятия давно превратились в догмы и поэтому без специальной предварительной переработки уже не могут быть непосредственно использованы в процессе развития человеческого разума.

Таким образом, человеческое общество само себя загнало в эволюционный тупик. Оно принимает гармоничные жизнеутверждающие информационные потоки, идущие из окружающего мира, и в силу своего измененного состояния искажает их содержание. В результате общество не способно дать каждому человеку систему необходимых образов и понятий, посредством которых он бы мог правильно расшифровать и использовать информацию, поступающую из внешнего мира. На сегодня, в большинстве случаев, эти образы либо неполны, либо неверны. Но и в том и в другом случае можно говорить об искаженном человеческом мировоззрении.

Здесь необходимо специально обратить внимание на то, что отсутствие единого общечеловеческого мировоззрения не может считаться локальной или личной проблемой человеческого общества. И вот почему.

Согласно информологической концепции информационную систему планеты можно представить в виде совокупности пространств, вставленных друг в друга. Эти пространства играют роль организованной среды, в которой происходит развитие определенных видов информационных носителей. Если такие пространства обозначить образным выражением «миры», то в информационной системе планеты можно выделить «мир атомов», «мир вирусов» и так далее до «мира человечества».

Вертикальный информационный поток, который возникает в информационной системе планеты, создает условия для сбалансированного комплексного развития информационных носителей всех ее миров. Каждое пространство или каждый «мир», воспринимая информационный поток от вышестоящего пространства, осуществляет два вида преобразования. Во-первых, получает энергию для существования своих информационных носителей. Во-вторых, преобразует параметры информационного потока, чтобы им мог воспользоваться внутрилежащий мир.

Это значит, что если пространство человеческого общества будет отличаться от нормы, то все внутрилежащие пространства планеты или «внутрилежащие миры» начнут получать неполную или искаженную информацию. Все это повлечет за собой переход эволюции этих миров на негативный путь развития и, как следствие, вызовет постепенную деградацию их информационных носителей. Наличие подобных негативных процессов в пространстве планеты уже отмечается учеными различных научных дисциплин.

К сожалению, человечеству не на кого переложить свою вину за сложившееся состояние планеты. Миллиарды лет, которые предшествовали его появлению, последовательно возникающие «миры» планеты создавали гармоничную среду взаимососуществования. И только с приходом человечества общее эволюционное развитие потеряло свое позитивное направление.

Информологическая концепция полностью солидарна с концепциями Учений Живой Этики в том, что нельзя человечеству вечно «ходить в учениках», тем более в «учениках нерадивых». По своему возрасту человечеству уже давно пора действовать. И действовать в дальнейшем безошибочно. Уже давно подсказан, понят и принят основной план этих действий, а именно — установление гармоничных взаимоотношений человеческого общества и окружающего мира. Однако отсутствие образа желанной гармонии, который был бы понятен каждому человеку независимо от пола, возраста и уровня образования, сводит любые практические шаги в этом направлении в основном к разговорам.

Появление новых методов анализа, к которым относится метод информологического анализа, основанных на системном подходе, позволяет перейти от слов к практическому делу. Прежде всего, с его помощью удалось создать и предложить несколько универсальных моделей, посредством которых можно изучить и понять структуру пространства и смысл процессов, происходящих в нем. А самое главное — это предложить единый и понятный всем образ информационной системы.

Используя предлагаемые модели и метод анализа, можно определить величину негативных изменений пространства человеческого общества, а также других пространств информационной системы планеты. Затем разработать план поэтапного вывода из создавшегося положения каждого пространства, начиная с пространства человеческого общества, при этом отслеживая переход их состояния от этапа к этапу по заранее установленным параметрам. Иными словами, расшифровав механизмы преобразования информации, можно предложить организовать процессы, происходящие в человеческом обществе, таким образом, чтобы позволить Единому пространству самому восстановить искомую гармонию.

Здесь важно понять, что, каким бы разумом ни обладал человек, он всегда останется фрагментом пространства. И следовательно, его функцией будет являться соответствие естественной гармонии, а не собственноручное ее установление.

В этом направлении уже начата практическая работа. В 1996 году совместными усилиями лаборатории информологического планирования и прогнозирования при Международном институте информатики биосферы и лаборатории стратегического планирования педагогической деятельности Общественно-педагогического объединения при МЦР была создана концепция информологической конструкции гармоничного образования. Выпущена методическая литература, разработана и уже проводится с преподавателями деловая игра по этой тематике. В настоящее время происходит опробование этой конструкции в некоторых школах России и Украины.

Полученные положительные результаты позволили приступить к созданию совместно с Подольским народным университетом культуры из города Винницы Международной исследовательской программы под названием «Новому веку — гармоничное человечество». Практическую реализацию этой программы планируется провести под непосредственным патронажем МЦР.

Применение метода информологического анализа в решении научных проблем уже привело к новым открытиям в биологии и медицине, экономике и философии, педагогике, а также в области анализа риска. Сфера практического применения метода постоянно расширяется. И двери информологических лабораторий открыты для всех видов сотрудничества.

Закончить свое выступление мне бы хотелось с надеждой на то, что после очередного перерождения музея Рерихов и экспозиции картин Н.К.Рериха произойдет перерождение института «Утренней Звезды» «Урусвати», в котором можно будет проводить широкомасштабные исследования и решать проблемы, соответствующие его статусу.

Электронная библиотека Международного Центра Рерихов

Tags: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

You must be logged in to post a comment.