Яковлева Е. Г. Духовность и наука: необходимость сближения

«Человек в социальном мире: проблемы, исследования, перспективы» № 2, 2003, с. 82-84

Наука вынуждена будет

направить свои исследования

в сторону духовности.

Истинно загорается заря

новой эпохи признания духа.

Е. И. Рерих

В научной литературе и обиходе мы часто используем понятие «духовность». Что же это такое? Вопрос достаточно сложный, но все-таки попробуем на него ответить. Сначала заглянем в словари. Толковый словарь русского языка Ожегова [1] даёт определение духовности как свойству души, состоящему в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. С религиозной точки зрения, духовность — это присутствие в человеке Духа Божьего. В бытовом понимании, духовный человек — это религиозный или эстетически развитый человек.

Теперь обратимся к высказываниям тех, кто действительно знает, что же такое духовность, — к духовным подвижникам.

Великий духовный подвижник Индии философ Шри Ауробиндо говорил: «Духовность не есть интеллектуальность, не идеализм, не поворот ума к этике, к чистой морали или к аскетизму; это не религиозность или страстный эмоциональный подъём духа, даже не смесь этих превосходных вещей. Умственная вера, эмоциональное устремление, регулирование поведения соответственно религиозному или этическому предписанию – это не духовные достижения и не опыт (курсив здесь и далее Е. Я.). Всё это представляет бόльшую ценность для ментального сознания и жизни, а также и для самой духовной эволюции, но только как подготовительные действия для дисциплины и очищения человеческой природы.

Духовность в своей сущности есть пробуждение внутренней реальности нашего существа – нашей души; внутреннее стремление познать, почувствовать и отождествить себя с ней; войти в контакт с высшей действительностью, имманентной космосу или существующей вне космоса, а также нашему существу; быть с ней в связи, соединиться с ней и, в результате этого контакта и соединения, преобразить всё наше существо, превращая в новое существо, в новую личность, в новую природу» [2].

Другой великий духовный подвижник Индии Шри Рамакришна часто повторял: «Духовность может быть передаваема и принимаема более осязательно, более действительно, чем что бы то ни было другое в мире. Духовность не в воздвижении храмов, не в посещении церковных служб, не в книгах, не в словах, не в лекциях, не в организациях. Духовность в связи между душой человека и Богом, в осуществлении этой связи. Как бы мы ни рассуждали, как бы много рассуждений других мы ни слушали, удовлетворит нас только одно – личный опыт, личное осуществление, и опыт этот доступен каждому, если мы только захотим попытаться» [3]. Из приведённых высказываний можно понять, что духовность – это связь между душой человека и Богом. Как осуществить эту связь, объяснено в мировых духовных учениях и религиях, каждый может выбрать свой путь. Но на всех путях необходимым, но не достаточным условием для достижения духовности является нравственная чистота и отсутствие вражды и ненависти к окружающим людям.

Учёным приведённые высказывания, может быть, не очень близки, так как понятия души и Бога являются не научными. Более близкое к научному пониманию определение духовности как высшей психической энергии даётся в Учении Живой Этики [4]. Исходя из этого определения, относительно человека можно сказать, что человек духовный — это носитель психической энергии высшего качества.

Европейский способ мышления склонен создавать явно приниженный образ духовности, полагая её, скорее, свойством человеческого характера, нежели самого разума, — своего рода бледной немощной набожностью, рождённой привычкою к выполнению религиозных церемониалов и приливами благочестивого настроения, вызываемыми теми или иными представлениями о Божестве и Небесах. Но в понимании Восточной философии духовность слабо связана или не имеет ничего общего с благочестивыми эмоциями; она относится, прежде всего, к способности человеческого разума воспринимать знание – абсолютное знание – непосредственно из первоисточника, минуя долгий и утомительный процесс логических рассуждений, то есть через интуицию, а при дальнейшем развитии через чувствознание и духознание.

Человек творческий не может творить без интуиции, без вдохновения. Если говорить о художественном творчестве, то художника или поэта перед созданием действительно талантливого произведения посещает вдохновение – момент соединения с Высшим миром. Великие композиторы просто слышат музыку, которую они в дальнейшем перелагают на ноты, художники видят образы своих будущих картин, так творил, например, Н.К.Рерих. Великие научные открытия также связаны с моментами подъёма духа, что выражается в синтетическом понимании той проблемы, которую необходимо решить. Математик может открыть новую теорему, которая приходит к нему посредством мгновенного озарения, и затем с помощью интеллекта, логики он её доказывает; бывает, что своего доказательства теорема ждёт десятилетия. Часто открытия совершаются во сне, когда человек соприкасается с Тонким миром. Классическим примером здесь является открытие периодической таблицы элементов, сделанное Д. Менделеевым.

Значит, именно связь с Высшим миром является основой творчества, в частности, научного, а эта способность появляется через развитие духовности в человеке. Поэтому это одна из причин, по которой нам хочется рассмотреть эту тему подробнее.

Духовность есть мышление высшего порядка, познающее деятельность природы непосредственным слиянием разума с высшими принципами, или, как сейчас говорят, более высокими порядками измерения, или Тонкими мирами. Духовное восприятие, в отличие от всех обычных способов приобретения человеком знания, является великой и возвышенной возможностью человеческой природы. Оно накапливается постепенно, поэтому так важно для человечества в настоящее время развивать стремления, способствующие как можно большему числу людей выйти на путь, который обеспечит рост и развитие их духовности [6].

Почему это так важно именно сейчас? Вспоминая катаклизмы, которые нас всё чаще посещают, можно предположить, что Земля больна, оттого что тяжело больно живущее на ней человечество. У всех ещё в памяти декабрьские скачки температуры от 0оС до 25оС и обратно. Климатологи подтверждают, что такие скачки происходят не только в нашей стране. Они уже стали практически нормой. В медицине скачкообразный характер температуры у больного свидетельствует о неблагоприятном прогнозе исхода заболевания. Духовные деятели прошлого и настоящего говорили и говорят о том, что техногенная цивилизация может привести человечество к гибели, если оно не вспомнит о развитии духовности.

«Теперь человечество подошло к поворотному пункту, когда духовность должна восторжествовать, в противном случае планете грозит гибель», — писала Е.И.Рерих ещё в 1934 году [7]. «Хочу сказать, что механизация настолько поработила сейчас человечество, что большинство превратилось сознательно и бессознательно в роботов. Необходимо раскрепощение от этого бедствия, грозящего разрушением многих тонких способностей человека при замирании в нём духовности» [5].

Вряд ли кто-либо станет отрицать, что именно на учёных лежит большая ответственность за тот техногенный тупик, в котором оказалось сейчас человечество, и поэтому нашим долгом является попытаться вывести человечество из этого тупика. Одним из путей такого выхода является осознание значения духовности для дальнейшего пути развития человечества.

По свидетельству духовных учений, развитие духовности является главной целью эволюции человечества, но духовность ни в коей мере не должна противопоставляться интеллекту. Бездумное и раболепное принятие духовных учений и религий не способствует развитию подлинной духовности. Лишь стремление отыскать истину, изучая и проверяя все, что претендует на статус божественных установлений, позволяет достичь желаемого результата. Однако в настоящее время нам едва ли следует рассчитывать на то, что период быстрого развития разума, который мы наблюдаем сейчас, способен принести человечеству богатый урожай в сфере духовности. Поэтому в данный момент задачей учёных является убедить самих себя, а затем и окружающих, в необходимости духовного совершенствования при помощи интеллектуальных доводов, то есть с помощью сбора и распространения тех научных данных, проведения экспериментов, которые подтверждают жизненную необходимость следования морально-нравственным нормам, а также важность духовности для человека и всего человечества в целом.

Целая программа научных исследований в этом направлении была предложена в Учении Живой Этики ещё в 30-х годах ХХ века [4]. Причем важным является то, что эти знания не остались высказанными чисто теоретически, но были реализованы в определённой своей части в созданном в 1928 году Гималайском институте научных исследований «Урусвати». Хочу отметить, что в Учении предложены не только направления исследований, но и конкретные эксперименты по этим направлениям, и не только по этим.

1. Доказать реальность Тонких миров и продолжения жизни после смерти

2. Доказать жизненную важность духовности и нравственности для человека и человечества в целом. (Своими исследованиями учёные должны вывести нравственные понятия из категории абстрактных.)

3. Особое место в Учении отводится изучению Мысли как основы Мироздания и, в частности, влиянию качества человеческого мышления на состояние окружающей среды.

Многое из того, что предложено исследователям в Живой Этике, было реализовано учеными ХХ столетия, но бóльшая часть ждёт своего исследователя. К сожалению, результаты уже проведённых исследований не приняты основной массой людей и даже основной массой учёных. Поэтому одной из задач современной науки является продолжение исследований по вышеназванным и другим прогрессивным направлениям и донесение их результатов до сознания людей.

Теперь хотелось бы возвратиться к определению духовности (данному в Живой Этике) как психической энергии высшего качества. Это определение ближе к научному сознанию. Разберём это определение с различных сторон. Что же такое психическая энергия? В Учении это понятие представлено очень широко. Психическая энергия есть всеначальная энергия; это та энергия, которая лежит в основании проявления мира, она включает в себя все остальные энергии, которые являются её дифференциациями. Теперь уже знакомые многим восточные названия — Прана, Кундалини, энергия огненная, мыслительная — это лишь различные аспекты всеначальной энергии. Дух и сознание так же неотделимы от энергии психической. Наши тела (кроме физического тела и эфирного двойника, которые рассеиваются после смерти) — это аспекты либо состояния нашего сознания или психической энергии.

Итак, психическая энергия имеет много аспектов – это энергия мысли, сознания, психики, это наша душа и наш дух в наивысшем аспекте этой энергии.

Теперь заглянем в современные словари и справочники.

Что такое энергия? Справочник по физике Б. Яворского и А. Детлаф определяет это понятие как единую меру различных форм движения материи. В системе физической теории энергия выражается в различных формах: механическая, тепловая, электромагнитная, ядерная и т. д. [8]. Аналогично это понятие определяет и философский словарь. Этот же словарь даёт определение понятия «психика». Оно происходит от греческого «psyche» — душа и непосредственно отождествляется с гносеологическими понятиями «сознание», «мышление», «познание», «разум» [9].

Значит, мы сможем сделать вывод, что психическая энергия — это энергия движения психики, сознания, мысли, разума. Можно сказать, что определения совпали.

Современные науки, в основном парапсихология, психофизика, биоэкстрасенсорика фактически подошли к изучению различных аспектов психической энергии, давая ей разные названия: пси-энергия, биоэнергия и т. д. Некоторые физики считают, что физическим носителем психической энергии являются торсионные поля. Психологии — науке, которая изучает психику, понятие психической энергии тоже не чуждо. Знаменитый психолог З. Фрейд считал, что либидо — это реальная, потенциально измеримая психическая энергия, которая обладает всеми характеристиками количества, способностью возрастания, уменьшения, перемещения; оно распространяется по каналам идей памяти, как электрический заряд распространяется по поверхности тела. Известный психолог, физик и биолог Вильгельм Райх в 1950 году основал институт оргона как базу своих исследований по оргонической энергии (так он её назвал), или энергии жизни. В своих лабораторных экспериментах он пришел к выводу, что существует фундаментальная жизненная энергия, присутствующая во всех живых организмах, и что эта энергия является биологической силой, лежащей в основе фрейдовской концепции либидо. В результате различных физических и биологических исследований он пришёл к убеждению, что биоэнергия в индивидуальных организмах — лишь один из аспектов универсальной энергии, присутствующей во всех вещах.

Рерихи говорили о том, что психическая энергия — это именно энергия, и она может быть изучаема, как и другие виды энергии. Значит, и понятие духовности из отвлечённого, эфемерного становится ощутимым, измеряемым. В Живой Этике по этому поводу сказано следующее: «Материальность психической энергии может быть установлена физическим способом. Духовные проявления вовсе не отвлечённы и могут быть измерены. Пусть они не очевидны для всех, но грубые действия могут попадать даже под глаза среднего человека <…> Обратите внимание на материальность духовности». Также Учение направляет на нахождение отложений психической энергии, так как каждая энергия даёт свой рисунок и имеет физический кристалл. И современная биохимия вполне способна уже исследовать отложения психической энергии в человеческом организме [4].

Теперь хотелось бы заострить внимание на слове «качество», которое мы имеем в определении духовности как психической энергии высокого качества. Что означает качество психической энергии?

Учение Живой Этики выделяет в человеке три степени развития психической энергии: медиумизм, психизм, духовность. «Вы знаете, что слово «psyche» — слово греческого происхождения и первоначально оно означало лишь жизненное дыхание и животную душу (именно, как нечто принадлежащее миру животному). В следующем своём превращении оно стало означать уже душу рациональную (душу человеческую) и в третьем, конечном, — высшую духовную синтетическую сущность (венец человека). Так вот, под психизмом Учение подразумевает, именно, проявления низших степеней этой энергии, так ярко выявляющиеся в медиумах или же в психиках, как называют их на Западе, когда степень этих манифестаций немного выше обычного медиумизма. Но как в том, так и в другом случае высокая психическая энергия отсутствует» [5].

К сожалению, очень часто люди, имеющие психические способности, сами того не понимая, начинают заниматься фактически магией чёрной.

Вот что писала по этому поводу выдающийся философ и подвижник Елена Петровна Блаватская: «Относительно легко выучить приёмы заклинаний и способы использования более тонких, но всё же материальных сил физической природы, легко пробуждаются в человеке силы животной души, охотно развиваются силы, приводящие в действие его любовь, ненависть, страсть. Но это чёрная магия — колдовство. Важен мотив и только мотив, который превращает любое использование силы или в чёрную, вредоносную, или в белую, полезную, магию. Невозможно использовать духовные силы, если в операторе имеется малейший оттенок эгоизма, ибо пока намерение не является полностью чистым, духовное будет трансформироваться в психическое, действовать в астральном плане и может произвести ужасный результат. Силы животной природы одинаково могут использоваться как эгоистичным и мстительным, так и бескорыстным и всепрощающим; силы духа представляются лишь совершенно чистому сердцу — и это есть Божественная Магия» [10].

Отметим некоторые признаки духовности, данные в Учении Живой Этики:

Утончение и духовность неотделимы. Изнеженность и роскошь не есть утончение и духовность не являют собою.

Внешний блеск прикрывает внутреннюю пустоту. Чем духовнее, тем проще. Отсутствие простоты — явный признак отсутствия духовности.

Преданность — первое качество, определяющее духовность.

Духовность и эгоизм личности — явления, исключающие одно другое и не совместимые друг с другом.

Духовность всегда сопровождается уравновешенностью и прирождённой мудростью.

Духовность не имеет ничего общего с явлением интеллекта. Даже блестящий интеллект выдающегося учёного и философа может быть очень далёк от духовности.

Никакие теоретические знания, никакие философии не дадут вам духовности, тем более магические насилия. Лишь в жизненном опыте, в испитии яда жизни, всех иллюзий её при сохранении великого устремления к служению Общему Благу идём мы к этому достижению.

При определении степени духовности человека не имеет значение ни воспитание, ни образование, ни происхождение, ни всё то внешнее, что накладывается на него временем, эпохой, народностью. Признаки духовности скрыты глубже и остаются с человеком всегда, порою выявленными, порою скрытыми! Духовность есть свойство перевоплощающейся сущности.

Венцом Мироздания является мысль, ибо лишь сознательная мысль может творить. Потому мыслящий человек, озарёный светом духовности, и назван венцом Мироздания и Творцом [11] *.

Литература

1. Ожегов С. И., Шведова Н.И. Толковый словарь русского языка. – М.,1996.

2. Шустова А. М. Неоведантистский синтез Шри Ауробиндо // Дельфис. – №4 (24)/2000.

3. Свами Вивекананда. Философия йога. – Магнитогорск: Амрита, 1992.

4. Учение Живой Этики. – Москва: МЦР, 1994-1997.

5. Письма Елены Рерих. Тт. 1, 2. – Минск: ПРАМЕБ, 1992.

6. Синнет А. П. Эзотерический буддизм. – М.: Сфера, 2001.

7. Письма Елены Рерих. – Новосибирск: Вико,1993.

8. Яворский Б. М., Детлаф А. А. Справочник по физике. – М.,1979.

9. Философский словарь. – М., 1975.

10. Блаватская Е. П. Теософия и практический оккультизм. – М.: Сфера, 1993.

11. Грани Агни Йоги. Тт. 6, 10. – Новосибирск: Алгим,1993-1996.

_______

* Текст статьи приводится по материалам III Российской междисциплинарной научно-философской конференции «Этика и наука будущего: Единство в многообразии. Роль духовности в познании мира» (Москва – 2003).

________________

Яковлева Екатерина Геннадьевна (г. Москва),

кандидат медицинских наук,

Российский государственный медицинский университет

Tags: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

You must be logged in to post a comment.