Файдыш Е. А. Ноосфера Земли и глобальная эволюция человечества

Е. А. Файдыш

Ноосфера Земли и глобальная эволюция человечества

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы мы становимся свидетелями нарастания кризисной ситуации, охватывающей практически все сферы личной и социальной жизни человека. При этом было бы неправильно связывать ее возникновение только с экономическими или социальными причинами как следствием упадка экономики той или иной страны, поскольку аналогичные симптомы мы наблюдаем и в сравнительно благополучных странах Западной Европы и Северной Америки. Сейчас можно достаточно уверенно сказать, что причины надвигающегося кризиса глубоко экзистенциальны и лежат в самой природе Человека Разумного, в принципах его отношений с окружающим миром [1]. Более того, надвигающийся кризис является закономерным и даже необходимым этапом в дальнейшей эволюции человечества.

Единственным выходом из сложившейся ситуации представляется осознанное прохождение человечества через кризис и выход на новый, более высокий уровень восприятия реальности. Отметим, что подобный подход к преодолению личностных кризисов используется и в современной психотерапии, вобравшей в себя многие идеи древней алхимической традиции [2]. Центральная идея духовной алхимии — идея трансмутации, преображения негативного начала, деструктивной энергии — характерна и для древних философских систем Индии, Китая и Тибета. Последние позволили Карлу Юнгу создать принципиально новое направление в психотерапии, в корне отличающееся от традиционного подхода, когда негативное стремились подавить, заблокировать, «убрать с глаз долой» [2, 3].

Если говорить о возможности успешной трансмутации нынешнего кризисного состояния нашей цивилизации, то одним из необходимых условий является расширение наших представлений о реальности, переосмысление и трансформация естественно научной парадигмы. Рассмотрим три взаимосвязанные аспекта этой проблемы:

— анализ влияния информационного хаоса на биосферу Земли и тесно связанную с ним проблему экологии информационной среды;

— формирование более широкого взгляда на биосферу нашей планеты, в основу которого положено описание биосферы как живого организма, имеющего сложнейшие информационные механизмы саморегуляции и изучение взаимодействия этих информационных уровней планеты с сознанием человека;

— гармонизация психики современного человека, пробуждение ее глубинных резервов, необходимых для преодоления кризисных ситуаций.

ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ

В современной цивилизации роль информации в поддержании равновесия и развитии сложных систем, начиная от живого организма и кончая эволюцией планетарных, галактических процессов становится все более значительной [1 — 3]. Это приводит к необходимости изучения информационной среды, образованной миллиардами информационных связей как человеческого сообщества, так и естественных экологических систем. Важно подчеркнуть, что эти связи образуют новую системную целостность, не сводимую к сумме отдельных элементов, что отмечалось еще в глубокой древности в Индийской и Тибетской тантрической традиции.

Важнейшим компонентом информационной среды является человеческая психика, дух, сознание. Современные научные исследования, связанные с изучением процессов саморегуляции сложных нелинейных систем, качественно изменили наши представления о природе физической реальности окружающего мира. Оказалось, что в нормальном функционировании и развитии как отдельного живого организма, так и биосферы в целом определяющую роль играют слабые информационные взаимодействия, которые в конечном счете определяют адаптивные возможности биосферы планеты.

Существование таких информационных связей делает правомерным использование компьютерных аналогий при описании процессов самоорганизации в биосфере и рассмотрение иерархически организованной системы регуляторных механизмов на уровне как отдельных экосистем, так и планеты в целом [1]. Такие регуляторные механизмы не локализованы, а представляют собой распределенную систему, неотделимую от биосферы в целом. По всей видимости, отголосками подобных представлений являются разнообразные мифы о духах природы, тонкоматериальных мирах шаманов и т. п. [3].

Таким образом, сохранение и нормальное функционирование нашей планеты в первую очередь определяется иерархией сложнейших информационных связей. В этом отношении биосфера Земли представляет собой что-то вроде гигантского суперкомпьютера, от успешного функционирования которого и зависит сбалансированность и самовосстановление экологических систем в разных уголках нашей планеты. И наоборот, сбои в его работе, нарастание хаоса приводят к деструктивным процессам в биосфере [3].

В европейской культуре одними из первых проблему единой информационной среды нашей планеты — ноосферы — рассматривали В. Вернадский, Тейяр де Шарден, К. Юнг и А. Кестлер.

Естественно, что и в этом случае встает проблема порядка и хаоса [4]. При этом разрушение информационной среды, ноосферы грозит не менее, а может и более страшными последствиями, чем последствия участившихся экологических катастроф.

Можно выделить следующие негативные последствия разрушения и хаотизации информационной среды:

экологические:

— разрушение естественных механизмов саморегуляции экосистем (как в отдельных регионах, так и в масштабах всей планеты);

— отчуждение человеческой цивилизации от естественной среды обитания, формирование агрессивного, потребительского отношения к природе;

социально-психологические:

— манипулирование человеческим сознанием через средства массовой информации (активизация животных инстинктов, вырождение языковой среды, ценностей, мотиваций);

— возникновение новых методов воздействия на массовое сознание (кодирование, зомбирование, психотронное оружие). Сращивание древних магических техник с современными информационными технологиями (сеансы массового телевизионного гипноза, кодированные аудио- и видеокассеты и т. д.);

— возникновение манипулятивных религий и сатанинских сект (Белое братство, Аум Синрике и т. д.);

геополитические:

— повышение вероятности возникновения тоталитарных агрессивных политических режимов;

— возможность возникновения одной или нескольких тоталитарных сверхдержав, контролирующих всю планету, и, как следствие, превращение людей в «биороботов» и необратимый коллапс земной цивилизации.

НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ

Развиваемый подход базируется на представлении биосферы планеты единым организмом, обладающим самостоятельным поведением, способным к саморегуляции и самоорганизации, отторгающим чуждые для него воздействия и поддерживающим полезные, благотворные влияния, связанные с ними процессы и сообщества. В этом отношении сравнение Земли с человеческим организмом, известное с глубокой древности, рассматривается не просто как поэтическая метафора, а как отражение реальных планетарных процессов. В пользу такой точки зрения свидетельствуют как философско-религиозные концепции большинства древних цивилизаций нашей планеты, так и новейшие открытия современной физики, кибернетики, психологии [1, 4].

По-видимому, одной из глубинных причин современного экологического кризиса является слишком быстрый темп развития человеческой цивилизации и связанной с ней техносферы. Темпы развития любых естественных систем, в том числе и биосферы, значительно ниже.

Следствием этого являются растущий дисбаланс между биосферой и техносферой планеты и все более высокая вероятность включения «аварийных» механизмов саморегуляции биосферы Земли, механизмов, использующих жесткие, разрушающие воздействия (сценарий катастроф), неоднократно наблюдавшихся в истории нашей планеты.

В связи с этим можно выделить следующие первоочередные задачи:

1. Поиск путей активизации и поддержания нормального функционирования механизмов саморегуляции биосферы планеты.

2. Определение параметров гомеостаза, которые отслеживаются этими механизмами, и возможных корректирующих воздействий, а также сценариев развития ситуации, к которым могут приводить те или иные нарушения экологического равновесия и планетарного гомеостаза в целом.

3. Поиск возможности «мягкой» коррекции механизмов саморегуляции земной биосферы.

Решение вышеуказанных задач предполагает проведение фундаментальных исследований по следующим направлениям:

1. Изучение взаимосвязи между состоянием биосферы планеты (уровнем ее общей хаотизации, разбалансированностью отдельных экосистем) и психо-эмоциональным состоянием как отдельных людей, так и социальных групп, человеческих сообществ. Анализ возможности синергизации или отторжения посредством механизмов саморегуляции биосферы отдельных людей или групп, чья деятельность носит деструктивный характер.

2. Исследование различных типов ответных реакций биосферы, нейтрализующих или устраняющих источник хаоса:

— воздействие на психику людей и человеческих популяций (упадок сил, ослабление иммунной системы, депрессия, суицид, немотивированная агрессивность и т. д., и, как следствие, войны, локальные конфликты, сокращение рождаемости, нравственно-интеллектуальная деградация);

— воздействие на техносферу (отказы, снижение надежности систем управления и механизмов, как следствие — серьезные аварии и катастрофы, вплоть до таких как Чернобыль);

— усиление неблагоприятного действия природной среды (аномальные погодные условия, стихийные бедствия, землетрясения, возрастание вулканической активности, наводнения и т. д.);

— синхронизм, негативное влияние на вероятные линии развития ситуаций, стечение обстоятельств (хроническое невезение, развитие ситуаций по самым худшим сценариям);

— изменение распределения потоков негэнтропии по земной поверхности: исчезновение областей с выраженным позитивным биогенным действием и возникновение на их месте геопатогенных зон.

3. Изучение возможных информационных каналов, позволяющих влиять на механизмы самоорганизации биосферы, способствовать снижению ее хаотизации. В этом отношении большой интерес представляют определенные географические зоны Земли, известные с глубокой древности, как священные места или «места силы», — места, в которых возникали древние цивилизации и религии, мистические культы и традиции. Как показывают исследования. они обычно располагаются в особых областях, отмеченных геологическими аномалиями, необычными геофизическими полями.

Большинство культур, от шаманистических традиций до великих цивилизаций древности, связывало подобные места с возможностью общения с высшими планами Вселенной, достижения с их помощью гармонии человека и природы. Согласно подобным представлениям различные культовые сооружения, построенные в этих местах, играли огромную роль в благополучии соответствующего сообщества, позволяли гармонизировать отношения человека и природы. Это — каменные круги, ступы, пагоды, мантровые колеса, часовни и т. д.

Такие «места силы» рассматривались в древности как своеобразные акупунктурные точки Земли, регулирующие процессы планетарного гомеостаза. И с позиций современной науки это не лишено смысла. Как показали исследования неравновесных открытых систем (а именно к ним относится биосфера Земли), в них имеются определенные области, чрезвычайно чувствительные к внешним воздействиям и способные очень сильно влиять на работу системы в целом. По-видимому, именно подобные точки и были открыты в глубокой древности, как «места силы». Огромное значение для нашей цивилизации может иметь осмысленное использование подобных информационных каналов для восстановления нормального функционирования биосферы планеты и борьбы с катастрофически нарастающим хаосом.

Подчеркнем, что восприятие нашей планеты, как единого организма, анализ информационных каналов взаимодействия с ним занимали громадное место и в древних цивилизациях нашей планеты. Рассматривая различные магические и религиозные обряды, практиковавшиеся с глубокой древности (это и различные жертвоприношения, и шаманские камлания и т. д., воспринимавшиеся в сознании наших предков как необходимое условие выживания и сохранения природной среды), мы видим, что они представляли собой, прежде всего, информационные воздействия как на биосферу планеты, так и на коллективное бессознательное древних этносов.

СОВРЕМЕННАЯ НАУКА И ДРЕВНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ГАРМОНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ

Во многих древних сообществах были известны даже специальные устройства, которые, по представлениям древних, очищали и гармонизировали информационную среду нашей планеты. Примером таких устройств служат мантровые колеса (mantra wheels), широко распространенные в цивилизации Тибета. Они представляют собой полый цилиндр, вращающийся вокруг оси. Размеры такого цилиндра варьируются от нескольких сантиметров до нескольких метров. Небольшие мантровые колеса тибетцы носят в руке, вращая легкими покачиванием кисти. Колеса побольше в огромном количестве расположены возле храмов и других священных сооружений. Кроме того, они могут находиться в местах, очень удаленных от жилища человека, вращаясь энергией ветра или воды в горном ручье. Такие колеса соединяются с небольшой турбиной и вращаются днем и ночью. Следует отметить, что все мантровые колеса вращаются по часовой стрелке, если смотреть сверху.

По представлениям тибетцев мантровые колеса при вращении генерируют энергию, гармонизирующую и очищающую окружающее пространство. Именно поэтому их можно встретить где угодно. Естественно, материалистическая наука недалекого прошлого все истории о благотворном действии мантровых колес считала предрассудком. Однако открытия современной физики позволяют взглянуть на них с совершенно иной точки зрения. Исследования так называемых торсионных полей, возникающих при вращении массивных цилиндров, конусов и других объектов, показали, что они обладают выраженным биологическим и физикохимическим действием [5]. Более того, этот вид физических полей связан со спиновой поляризацией физического вакуума [6].

Таким образом, стало ясно, что огромное множество мантровых колес, вращающихся на Тибете, в Непале, Сиккиме и других странах, делает скрытую, но очень важную работу, гармонизируя и очищая невидимую полевую среду — важнейшую составляющую биосферы планеты. Иными словами, мантровое колесо является своеобразным экологическим прибором, своего рода «энтропийным насосом», уменьшающим хаос, дезорганизацию окружающей среды.

Однако в этих устройствах, появившихся в глубокой древности, есть еще целый ряд ноу хау, отсутствующих в современных спин-торсионных генераторах. В первую очередь, это мантры, служащие своеобразными модуляторами спин-торсионного поля. Собственно говоря, тип такой мантры и определяет характер действия подобного генератора, т. е. основной эффект связан не с энергией излучения, а с его информационной компонентой, модулированной семантической структурой мантры. Поэтому изучение древних архетипических знаков и мантрических формул заслуживает самого пристального внимания современной науки.

Другим примером древних сооружений, по=видимому, игравших экологическую роль, служат мегалитические сооружения и, в частности, каменные круги. Обычно мегалитический комплекс включает в себя довольно сложную систему вертикально вкопанных камней, расположенных в виде круга или нескольких кругов, выстроенных рядами или же образующих довольно сложные лабиринты [7]. При этом расположение камней, как правило, привязывается к основным ориентирам звездного неба (Полярной звезде, зодиакальным созвездиям и т. д.). Это часто давало повод принимать мегалиты за какое-то подобие древних обсерваторий.

Как правило, в любом мегалитическом комплексе есть своего рода точка фокуса, место, где проводились обряды. Это может быть нечто вроде каменного алтаря, храма или просто плиты. Легко возникает аналогия между «стоячими камнями» мегалитического сооружения и фазированной антенной — устройством, способным концентрировать и фокусировать (в определенном направлении) электромагнитную энергию. Еще более интересные гипотезы о механизмах действия каменных кругов возникают в рамках концепции Физического вакуума и торсионных полей.

Если предположить, что мегалитический комплекс предназначен для фокусирования энергии, приходящей из космоса, становится понятной точная привязка мегалитов к ландшафту и звездным ориентирам. Так, например, по данным наших коллег из Шотландии и Ирландии, каменные круги обычно расположены над местом резкого изменения направления водного потока (сифона).

Изучение геометрической формы кругов, их расположения на местности позволило выдвинуть гипотезу о возможных механизмах антихаотического, биогенного действия таких кругов на окружающую среду. В современных спин-торсионных генераторах уже давно не используются вращающиеся металлические цилиндры и конусы. Оказалось, что вполне достаточно вихревого электромагнитного поля (вихрь, очевидно, может иметь и другую физическую природу: быть гидродинамическим, акустическим и т. д.) [5]. Если с этой точки зрения посмотреть на кельтские каменные круги, то мы увидим, что они, вероятно, тоже представляют собой торсионные генераторы, в которых вращаются невидимые полевые вихри.

Действительно, как уже отмечено выше, исследования шотландских ученых показали, что каменные круги обычно расположены на линиях Хартмана, а под ними проходит поток грунтовых вод (к тому же часто образующий сифон). Сама форма каменного круга организована таким образом, что проходящий через него поток будет завихряться (примерно так же, как возникают вихри вокруг камней в русле реки). Размеры таких невидимых вихрей намного больше вихрей обычных мантровых колес, что и определяет больший радиус действия мегалитов.

Наши исследования также подтвердили существование необычных полевых эффектов в области мегалитов. В ходе экспериментов мы работали с мегалитами Северного и Южного Кавказа (1994- 1995 гг.) и с мегалитическими комплексами Корсики и Шотландии (1995-1996 гг.). При этом использовались специально разработанные электронные датчики, фиксирующие изменение характеристик физических полей. Оказалось, что в области каменных кругов, особенно в зонах фокуса, регистрируется снижение уровня энтропии, что свидетельствует о повышенной биогенности данного места. Быть может, именно это объясняет удивительную сохранность древнейших (3-7 тыс. лет) каменных кругов Шотландии — они прекрасно сохранились и до наших дней. По-видимому, фермеры, на чьих полях они расположены, интуитивно ощущая благотворное действие излучения каменных кругов на сельскохозяйственные растения и животных, стараются их не разрушать.

ВОЗМОЖНОСТЬ СИНТЕЗА ДРЕВНИХ И СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ГАРМОНИЗАЦИИ БИОСФЕРЫ ЗЕМЛИ

Вероятно, в наши дни нет смысла копировать древние устройства и сооружения, предназначенные для очищения и гармонизации биосферы нашей планеты, а целесообразнее развивать идеи, дошедшие до нас из глубины веков, привлекая новые научные достижения и современные технологии.

Одним из примеров такого синтеза является созданная нами методика гармонизации психики человека и места его пребывания (дома, офиса и т. д.), обладающая выраженным антихаотическим действием. Она базируется на использовании древних архетипических символов и мандал Индийской и Тибетской традиции в сочетании с фрактальными орнаментами, полученными на компьютере.

Древние эзотерические учения, в частности Тантрическая традиция, указывали на существование универсальных геометрических и ритмических инвариантов, являющихся своеобразными кодами процессов и объектов нашей Вселенной — архетипических образов [8,9]. Более того, именно они служили основой мощнейших магических техник, использующих визуальные геометрические образы (янтры, мандалы, танки) и акустические ритмы (мантры). Современные физические исследования неравновесных развивающихся систем подтвердили существование таких инвариантных структур, возникающих в объектах самой различной физической природы, от гидродинамических турбулентных систем до высокотемпературной плазмы. Еще большее разнообразие подобных архетипических инвариантов было найдено в живых системах, как на клеточном уровне, так и на уровне высокоразвитой психики.

Сравнительно недавно был создан мощный математический аппарат, позволяющий описывать топологию архетипических образов. Это — теория фрактальных множеств. Сейчас на ее основе разработаны пакеты компьютерных программ, дающие реальную возможность изучения и практического использования архетипической символики. Естественно, что эта работа требует глубочайшего изучения громадных эмпирических знаний об архетипической символике, накопленных в древних эзотерических учениях.

С глубокой древности известно, что корни большинства заболеваний, упадка жизненных сил, психоэмоциональных проблем лежат именно в психотравмах прошлого, или негативном кармическом опыте, как принято говорить в Индии, Тибете и Китае. Как показали наши недавние исследования, сильное эмоциональное переживание может приводить к образованию психоэнергетических полевых сгустков, вихрей, паразитирующих долгие годы на теле человека, забирающих его энергию, деформирующих его поведение [10]. Именно очищение от них, устранение предпосылок для их последующего образования и является очень важной практической задачей, направленной на профилактику и лечение серьезных психических и психосоматических заболеваний.

С этой целью нами была разработана методика, использующая сочетание архетипических образов с фракталами.

Особенность фрактала как математического объекта состоит в том, что он является высокогармоничной структурой, рождаемой из хаоса [II]. С этой точки зрения он является, как бы центром кристаллизации, рождающим, когда мы на него смотрим, из хаоса мыслей и желаний внутреннюю гармонию. Можно сказать, что конкретный вид фрактального орнамента будет определять и характер формирующегося вокруг него психоэмоционального состояния. То есть для гармонизации психики человека с теми или иными психоэмоциональными проблемами следует подбирать соответствующие фракталы.

Еще эффективнее действие композиции из архетипического образа и фрактала, работающего как своеобразный носитель, обеспечивающий высокий уровень концентрации внимания [12].

Такие фрактальные композиции или мандалы могут использоваться в виде картин, элементов дизайна жилого и рабочего помещения, носимых амулетов, видеокассет и компьютерных программ. В двух последних случаях эффект усиливается за счет движения фрактальных орнаментов и музыкального сопровождения.

Практическая апробация этой методики у нас в стране, в странах Западной Европы и США показала ее высокую эффективность и перспективность предложенного подхода.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, противодействие разрушению и хаотизации информационной среды нашей планеты является первоочередным шагом на пути преодоления нынешнего кризиса современной цивилизации. Выделим основные перспективные направления работы:

исследовательские проекты:

— изучение информационных механизмов самоорганизации биосферы Земли;

— исследование информационной структуры и физической природы носителя планетарного сознания (ноосферного разума), поиск контакта с ним;

— изучение локализации и взаимодействия планетарных мест силы (характеризующихся резким изменением уровня энтропии), их роли в поддержании высокой упорядоченности и гармонии биосферы, в защите от нарастания хаоса;

— исследование возможных каналов взаимодействия компьютеров и компьютерных сетей с ноосферой планеты, положительных и негативных аспектов такого взаимодействия;

— изучение древнего опыта общения и симбиотического взаимодействия с информационными уровнями биосферы планеты, древних устройств, сооружений и психотехнологий;

прикладные программы:

— переосмысление опыта древних цивилизаций с позиций современной науки, создание современных аналогов древних устройств и методик на базе новейших технологий;

— разработка новых методов взаимодействия с информационными слоями биоценозов и биосферы в целом;

— создание аппаратных средств, позволяющих контролировать уровень хаоса в биосфере планеты, противодействовать его нарастанию, гармонизировать как локальные области, так и ноосферу в целом;

— создание видеопрограмм, фильмов и мультимедийных средств (обучающих компьютерных программ, игр и т. д.), популяризирующих идеи экологии информационной среды и планетарного разума.

Помимо этого необходимо детально изучить и обосновать основные принципы, определяющие сбалансированные отношения человека (человечества) и биосферы планеты. Кроме анализа хорошо известных традиционных аспектов экологии необходимо обратить внимание и на информационные уровни саморегуляции биосферы Земли, тесно связанные с ними психологические мотивы и поведенческие реакции человека.

В конечном счете, одна из наших основных задач состоит в том, чтобы научиться поддерживать нормальное функционирование механизмов саморегуляции ноо- и биосферы планеты, понять принципы и закономерности их действия, найти каналы информационного взаимодействия с регуляторными механизмами биосферы и способы их коррекции.

ЛИТЕРАТУРА

1. В. П. Казначеев, Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Наука, Новосибирск (1989).

2. С. Гроф, К. Гроф, Неистовый поиск себя, Москва (1996).

3. Е. А. Файдыш, Измененные состояния сознания, Москва (1993).

4. R. Abraham, Т. McKenna, R. Sheldrake, Trialogues at the Edge of the West, Bear&Company Inc., Santa Fe (1992).

5. А. Е. Акимов, «Эвристическое обсуждение проблемы поиска новых дальнодействий», Сознание и физический мир, Москва (1995), с. 37.

6. Г. И. Шипов, «Явления психофизики и теория Физического Вакуума», Сознание и физический мир, Москва (1995), с. 85.

7. S. Lonegren, Labyrinths, Image publ., Glastonbury (1991).

8. С. G. Jung, Jung on Alchemy, Routledge, London (1995).

9. Ph. Rawson, Tantra, Thames & Hudson. London (1991).

10. Е. А. Файдыш, «Откуда возникает новое знание. На пути к фрактальному компьютеру». Проблемы гармонизации человечества, Киев (1995), с. 112.

11. Т. Wegner, М. Peterson, Fractal Creations, Waite Group Press, Mill Valley, CA (1991).

12. Е. А. Файдыш, Карма и психотравмы, АЛМИН, Москва (1995).

Файдыш Евгений Александрович, кандидат биологических наук, академик МАЭН, президент Фонда трансперсональной психологии Европейской ассоциации трансперсональной психологии (EUROTAS).

Tags: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

You must be logged in to post a comment.