Небесные и земные воды Кайласа. Отчет об экспедиции в регион горы Кайлас (Тибет) в сентябре 2019 г., часть 5 из 5


Начало см. здесь: 1 часть, 2 часть, 3 часть, 4 часть.

Отчет об экспедиции в регион горы Кайлас (Тибет) в сентябре 2019 г.

Тибет-Кайлас. К истокам Сатледжа

По-тибетски Сатледж называется Лангчен Цангпо (Langchen Tsangpo), или «река-слон». В русле реки Таг Цангпо (Tag Tsangpo), примерно в получасе ходьбы от священного источника Чумик Тхунгдрол, находится второй священный источник с пирамидами из камней и молитвенными флажками. Это место, подобно источникам возле монастыря Долчу на северо-западе от озера Ракшас Тал (Ла Нга Цо), тибетцы называют Лангчен Кабаб, т. е. исток реки Сатледж, вытекающий «изо рта слона». По-видимому, столетия назад вода в протоке Ганга Чу (Ganga Chu) между озёрами Манасаровар (Мапанг Юмцо) и Ракшас Тал текла более регулярно, и водный поток вытекал из северо-западной оконечности Ракшас Тала, проходил через болотистую местность и впадал в Лангчен Цангпо (верхняя часть Сатледжа). По описаниям Свами Пранавананды, основанными как на его собственных наблюдениях, так и на информации от местных пастухов, русло Сатледжа от Ракшас Тала до монастыря Дулчу в некоторые годы представляло собой непрерывный поток воды.

Второй вариант расположения истоков Сатледжа — вблизи недавно восстановленного монастыря Дyлчу.

 

В 230 м от него из болотистого грунта бьют водные ключи. Местный монах рассказал, что источники с молитвенными флажками возле монастыря (гомпа) не являются единственным истоком, так как согласно традиции, в долине имеется 108 источников, и все они вместе считаются Лангчен Кабабом. С этого места, а также вдоль всего русла реки по Гималаям, тибетцы и называют Сатледж Лангчен-кабаб, т. е. «река-слон». Предполагают, что холм, на котором построен монастырь Долчу, имеет некоторое сходство со слоном, откуда, собственно, и происходит название. На данный момент можно только сделать вывод, что Сатледж имеет разные ритуальные истоки.

Расстояние от Дарчена до поворота с шоссе на грунтовую дорогу 23 км, далее до монастыря Дулчу еще 14 км. Высота, на которой находятся истоки 4 531 м.

Тибет-Кайлас. Монастырь Гургьям и пещера Юнгдрунг Ринчен Барва

Монастырь Гургьям начал строиться в 1936 году усилиями Чунгдрул Ринпоче, чтобы возродить забытую цивилизацию Шангшунг. Монастырь расположен рядом со священной пещерой Юнгдрунг Ринчен Барва, в которой медитировал мастер Дренпа Намка. Чунгдрул Ринпоче пришлось преодолеть множество трудностей. Спустя 10 лет в районе Нгари, наконец-то, был построен первый со времен X-ого века монастырь бонпо. Чунгдрул Ринпоче стал известен не только своей приверженностью религии Бон, он также был знаменитым ученым в области медицины, поэзии и астрономии. Он оставил огромное количество работ по различным темам. 15 октября 1955 года великий мастер Чунгдрул Джекме Намка Дордже Ринпоче ушел из жизни в священной пещере монастыря Гургьям в Нгари.

После смерти Чунгдрул Ринпоче его непосредственный ученик Тензин Вандрак продолжил развивать в монастыре Гургьям древние традиции цивилизации Шангшунг. Тензин Вангдрак, также как и его учитель, вынашивал идею восстановления религии Бон и трансформации культуры Шангшунга. Он был не только опытным последователем религии Бон, но и выдающимся практиком традиционной тибетской медицины. Он был также известен под именем «Мей Гелонг» — Великий Мастер. Эти его заслуги были известны во всем регионе. 15 октября 2007 года мастер Тензин Вангдрак ушел из жизни. В данное время этот монастырь практикует особый ритуал, направленный на сохранение уникальной традиции Шангшунга.

Необходимо отметить большую работу, проделанную для восстановления монастыря Гургьям. Паломники восхищаются фигурами бонских божеств и головой статуи мастера Дренпа Намка, вырезанной из камня в древние времена, от которых чувствуется мощный энергетический поток…

Священная пещера многие годы была недоступна для посещения иностранными паломниками. Однако для российской группы было сделано исключение, и участники экспедиции смогли ее осмотреть и получить благословение нового ламы, живущего в этой пещере…

Тибет-Кайлас. Чунак Доринг

Чунак Доринг расположен на правой стороне Чунакской долины вверх по течению от Хардонга / Кьюнглунг Нгюл Хара и Гургьяма. Участок занимает место, которое возвышается на несколько метров над поймой Чунака. Местность гравийная и усеяна травой и кустарником. Согласно Дж.В.Белецца, огромный размер Чунак Доринга делает его одним из самых важных погребальных мест в Верхнем Тибете. В общей сложности Чунак Доринг занимает площадь около 20 000 м², что делает его самым большим церемониальным местом на сегодняшний день. Он состоит из окруженных стеной столбов, большого кургана и нескольких больших и меньших групп корпусов. Всего в Чунаке насчитывается не менее 330 корпусов. Все эти булыжные сооружения, похоже, являются частью единого погребального комплекса. Этот некрополь может быть функционально связан с Кхьюнглунг Нгюл Кхаром в качестве дополнительных компонентов (жилых и захоронений) монументальной инфраструктуры этого района. Эти два сайта находятся в поле зрения друг друга. Присутствие такого большого погребального комплекса, как Чунак, по-видимому, усиливает значение Хардонга в соответствии с легендарным статусом Кхьюнглунг Нгул Хар в тибетской литературе. Согласно монахам монастыря Гургьям, Чунак Доринг содержит руины древнего поселения Мон.

Тибет-Кайлас. Деревня Кардунг

Деревни Кардунг (4145 м) расположена в 11 км западнее дороги из Дарчена в Пуранг. Кардунг лежит на расстоянии 84 км от Дарчена, и поворот находится примерно на 6 км южнее Гурла Ла. Кардунг — небольшая сельскохозяйственная община, состоящая примерно из 30 семейств. На холме над деревней впечатляюще расположился лакханг Кардунг Ганден, который используется местными жителями, принадлежащими школе Ньингмапа. До культурной революции монастырь Намка Чомдзонг, лежащий в развалинах в примыкающей долине, считался монастырем, традиционно связываемым с Мапча Кхабаб, традиционным истоком Карнали.

Тибет-Кайлас. Монастырь Чиу

Монастырь Чиу построен поверх пещеры, в которой Гуру Ринпоче провел семь своих последних дней жизни на земле. Он эффектно расположен на красной скалистой горной породе, которая олицетворяет Джангдок Пелри — мифическую обитель Великого Гуру на фоне горы Кайлас. Пещера Гуру находится на нижнем уровне, под лакхангом с его изображением и статуей Будды Чомденде. На втором этаже находится гонкханг статуй гневных защитников. Вокруг храма проходит маршрут 30 минутной паломнической коры. В этом месте из озера вытекает Ганга Чу, периодически пересыхающая река, которая соединяет Манасаровар с Ракшас Талом, и вдоль берега которой бьют горячие источники. Рядом располагается деревня Чиу.

Благодарим всех, кто был с нами физически и ментально!

Источник: Веб-сайт «Феномен Кайласа».

Запись опубликована в рубрике Библиотека, Наука и неведомое, Новости, экспедиции с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий