Н.К.Рерих. Берегите старину. Предисловие

Предисловие

ХРАНИТЕЛЬ

«Во всех условиях нужно хранить то,
чем жив дух человеческий».

Н.К.Рерих «Летопись искусства»

«Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего» – этот автограф, данный Н.К.Рерихом для открытки-портрета, выпущенной Общиной святой Евге­нии (Красного Креста) в начале 1920-го года, несомненно является главным деви­зом всей жизни и творчества великого мастера и основным его заветом молодежи. Идея единства и неразрывной преемственности культуры как основного двигате­ля и главного показателя эволюции человечества красной нитью проходит через всю неутомимую деятельность художника.
Несмотря на внутреннее сущностное единство культа Света – так Рерих ис­толковывал само понятие культуры — мировое древо культуры имеет множество ветвей национальных культур, каждая из которых отличается неповторимым сво­еобразием, вносящим свои чудесные достижения в духовную сокровищницу пла­неты. Каждый человек уже в силу своего рождения становится причастным к той или иной национальной культуре. Он впитывает ее с молоком матери, едва родив­шись на свет, с колыбельными песнями в младенчестве, со сказками и предания­ми в детстве и со всем обрядовым, этическим и эстетическим укладом жизни. Пос­тепенно он сам становится носителем, а затем и со-творцом культуры своего на­рода. «Что бы ни происходило в мире, какие бы ни наступали потрясения, но ле­топись Культуры должна протекать неприкосновенно», – говорил Н.К.Рерих. И одну из принципиально важных ролей в этом процессе играет мир архитектуры, образующий непосредственную жизненную среду человека и несущий в себе в об­разно-эстетическом выражении основные устои мироощущения народа.
Русский по рождению Н.К.Рерих рос в мире русской национальной культу­ры. Восприимчивый и наблюдательный мальчик с развитым и эстетическим чув­ством и воображением активно впитывал красоту окружающей жизни. Национа­льная культура рано осознается им в качестве фундаментальной основы бытия. Уже в раннегимназических сочинениях он записывает оригинальные наблюдения над архитектурой русских городов, где Москва, например, ставится в пример Пе­тербургу за сохраненное ею «чисто русское» лицо. Летние тетради Рериха-гим­назиста заполняются записями сказок, песен, преданий. Его первые литературные опыты создаются в фольклорном ключе. Архитектура в качестве зримого образа национальной культуры все больше занимает воображение юного художника. Так, в письме одному из друзей по Академии художеств Льву Антокольскому он пишет: «Ты, наверное, едешь в Москву… Как будешь в Кремле и поглядишь на Замоскво­речье, то вспомни меня и поклонись от меня этому широкому русскому простору».
К сожалению, сегодня этот один из самых величественных во всей России ви­дов на сказку русской архитектуры безвозвратно ушел в небытие, как и многие другие большие и малые памятники нашей культуры.
Уже с первых лет вступления в самостоятельную жизнь Николай Рерих ак­тивно включается в борьбу за охрану памятников истории и культуры. Сам он счи­тал это семейной традицией и не раз вспоминал в своих записях о прадеде-офице­ре, который отказался во время сражения уничтожить церковь, использовавшую­ся неприятелем, и об отце, построившем новую церковь для крестьян одного из сел близ своего имения под Петербургом. После окончания учебы в Академии и Университете Н.К.Рерих командируется Русским археологическим обществом в Псковскую, Тверскую и Новгородскую губернии для изучения вопроса о состоя­нии памятников старины. И в том же 1899 году молодой художник предпринимает поездку по «великому водному пути» и пишет первую большую статью о памят­никах русской старины «По пути из варяг в греки». В одной из таких поездок он зна­комится с будущей спутницей всей своей жизни Еленой Ивановной Шапошнико­вой. Уже вместе с нею в 1903-1904 годах он совершает большое путешествие по древнерусским городам, которое впоследствии назовет паломничеством. Путь пролег через Ярославль, Кострому, Казань, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Юрьев Польской, Ростов Великий, Смоленск, Изборск, Псков, Углич и мно­гие другие города, составившие славу русского зодчества. Позднее Рерих часто бывал на Смоленщине и Новгородчине, на Валдае и в других исторических облас­тях России. В этих поездках была создана знаменитая архитектурная серия кар­тин и этюдов, запечатлевшая целый пантеон образов древнерусской архитектуры. Выставка этих работ стала подлинным событием в культурной жизни страны. Вместе со статьями Рериха в столичной прессе она громко заявила о необходи­мости изменения чисто «археологического» отношения к памятникам высокого искусства русских зодчих. Одним из первых в его время Рерих поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и стенописи и не­обходимости ограждения их от варварского уничтожения и искажения невежес­твенными «поновлениями».
В 1910 г. Н.Рерих с горечью писал:
«Последовательно прошли передо мною Московщина, Смоленщина, вечевые города, Литва, Курляндия и Ливония и везде любовь к старине встречалась малы­ми, неожиданными островками и много, где памятники стоят мертвыми… Мало мы еще ценим старинную живопись… Даже самые слепые, даже самые тупые ско­ро поймут великое значение наших примитивов, значение русской иконописи. Поймут и завопят и заахают».
В борьбу за охрану памятников Рерих включается с присущими ему неисся­каемой энергией и энтузиазмом. Он является одним из главных организаторов и входит в Совет Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины. Вместе с Васнецовым, Щусевым и другими создает и деятельно руково­дит работой Общества возрождения художественной Руси; становится инициато­ром создания Фонда древней Руси для изучения и поддержания памятников ста­рины путем Всероссийской подписки, лотерей, церковного сбора.
В очерке «Всенародное» Рерих убедительно писал: «Признано, что в деле об­щекультурных устоев страны уже пора обращаться не только к правительствен­ным учреждениям, но прежде всего к народу. Уже надлежит народу знать свою ис­торию, знать свои сокровища, беречь свои богатства… Из ста тридцати миллионов людей если одна двадцатая часть задумается о значении древности, и то составит­ся крупная сумма. По рублям полмиллиона соберется».
Рерих принимает участие и в работе комиссии по изучению и описанию ста­рого Петербурга, создает и возглавляет в городе комиссию по учреждению Музея допетровского искусства и быта. Он принимает непосредственное участие в рес­таврации многих исторических памятников, таких, например, как храм Василия Блаженного в Москве. В годы первой мировой войны художник создает и руково­дит мастерскими по обучению ремеслам увечных воинов при лазаретах Северно­го района Красного Креста в Петербурге. А в 1915 году он избирается председа­телем Комиссии художественных мастерских для увечных и раненых воинов.
Эта самоотверженная кипучая деятельность Рериха ждет сегодня своего подробного исследования и освещения; статьи, материалы и разработки Рериха-археолога необходимо переиздавать. В наше время они не утратили своей акту­альности и значимости.
«Учась у камней упорству, несмотря на всякие недоброжелательства, – гово­рил Н.К.Рерих – я твержу о красоте народного достижения. Твержу в самых раз­личных изданиях, перед самой разнообразной публикой».
Величие и красота Древней Руси стали главной темой художественного и публицистического творчества Рериха в дооктябрьский период.
Рерих принимает деятельное участие в работе издательств и различных по­пулярных и специальных периодических изданий, поднимающих вопросы охраны памятников; в газетах «Биржевые ведомости» и «Новое время», в журналах «Ста­рые годы» и «Золотое руно», в изданиях Археологического общества и Общества архитекторов-художников… Одна за другой выходят его статьи и очерки о древ­нерусском зодчестве и деле охраны памятников, заметки об отдельных памятни­ках, корреспонденции и протесты против сносов, искажений и недобросовестных реставраций… Рериховские работы несут на себе печать его яркой индивидуаль­ности. Они полны глубоких и вечно живых мыслей о познании красоты, о мире и культуре, о преодолении трудностей и о любви к Родине.
По приглашению И.Э.Грабаря Н.К.Рерих включается в подготовку много­томной «Истории русского искусства» и пишет для этого издания ряд разделов по древнерусскому и народному искусству. К сожалению, первая мировая война по­мешала полному выходу в свет всех томов, и авторские материалы Рериха оста­лись неопубликованными.
Борьба за охрану памятников архитектуры являлась для Рериха не самоце­лью, а средством сохранения и развития в должном направлении той рукотворной среды, что создана творческим гением поколений. В его понимании архитектур­ная среда – это большой дом народа, олицетворяющий и питающий своими обра­зами духовный мир человека. Охрана памятников древности для Рериха была не­отделима от проблем современного градостроительства, призванного достойно и гармонично продолжать вековое созидание красоты. Как член правления Общес­тва архитекторов-художников Рерих постоянно участвует в работе Съездов зод­чих, создает и возглавляет первые в России женские архитектурные курсы (отк­рыты в 1905 году в Петербурге), помогает организации художественных кружков в архитектурных и инженерных учебных заведениях. Став с 1906 года директором Художественной школы Общества поощрения художеств, он предпринимает ее коренную реорганизацию. Рерих открывает целый ряд новых классов, мастерс­ких и курсов, в программу которых вводит и изучение древнего зодчества с вклю­чением экскурсий и экспедиций по древнерусским городам.
Особого внимания заслуживает работа Н.К.Рериха как художника и архитек­тора в создании новых храмов и гражданских построек. Деятельность в области монументального искусства стала для художника воплощением заветной мечты «об искусстве как светлом посланце» и о времени, когда искусство войдет в жизнь, а стены зданий украсит работа лучших мастеров. Он продолжает лучшие тради­ции древнерусского монументального искусства. В духе древнерусской фрески написаны им «Богатырский фриз» для столовой дома промышленника Ф.Г.Бажанова в Петербурге, монументальные панно для Казанского вокзала в Москве, эскизы росписей для храма в Пархомовке на Киевщине и многие другие работы. Рерих создает мозаики для Почаевской лавры и храмов в Пархомовке, Шлиссель­бурге и Талашкине, иконостас для васнецовской церкви в Перми, фрески в талашкинском храме и часовне святой Анастасии во Пскове. Многие из этих работ соз­даны в союзе с Щусевым, одним из ближайших друзей Рериха в эти годы.
Работа Н.К.Рериха-архитектора почти неизвестна сегодня. Однако необы­чайно примечателен уже тот факт, что именно он победил во Всероссийском кон­курсе на проект храма в императорском имении в Скерневице (Польша). Этот храм был спроектирован и построен Рерихом в стиле зодчих древнего Новгоро­да. К сожалению, мы не располагаем сведениями о сохранности главного архи­тектурного произведения великого художника. Впоследствии по эскизам Рериха была создана часовня Сергия Радонежского в Чураевке (США). Также им был разработан ряд проектов деревянных и каменных церквей и колоколен для русских поселений в Китае и Монголии.
Мысли о необходимости международной охраны памятников возникают у Рериха в ходе русско-японской войны (1904-1905 гг.). И уже позднее, в годы пер­вой мировой войны, он резко обрушивается в своих статьях на вандализм немец­кой армии, разрушающей памятники культуры, и выдвигает проект организован­ной международной охраны просветительских учреждений и памятников исто­рии и культуры в военное время. Он обращается к верховному главнокомандова­нию русской армии и правительствам Франции и США. К сожалению, все эти уси­лия так и не привели тогда к реальному результату.
Вспоминая те дни, Рерих писал в статье «Опять война»: «А пушки гремели. Думалось, что их рев хочет напомнить человечеству о том, что так жить нельзя. Что нельзя безнаказанно разрушать достояние народов, нельзя попирать создания человеческого гения».
Деятельность Рериха на поприще изучения и охраны памятников истории и культуры со временем получила широкое международное признание. Он избира­ется на почетные должности многих зарубежных организаций, таких, как Общес­тво собирателей древности (Париж), Историческое общество Франции, Между­народный институт науки и литературы (Болонья), Королевская академия наук и искусств (Загреб), Общество охраны исторических памятников (Нью-Йорк) и дру­гие.
Разрушительная стихия Октябрьской революции приносит новую угрозу. Ре­рих, несмотря на серьезно пошатнувшееся здоровье, деятельно включается в по­пытки творческой интеллигенции оградить культурное достояние страны от не­поправимых бед. В марте 1917 года на квартире М.Горького собирается инициа­тивная группа, образовавшая Комиссию по вопросам искусства. Председателем Комиссии избран М.Горький, заместителями — Н.Рерих и А.Бенуа. Заявления Ко­миссии с предложением о сотрудничестве направляются в Совет Министров Вре­менного правительства и в Совет рабочих и солдатских депутатов. «Известия Со­вета рабочих и солдатских депутатов» (1917, N 9,8 марта) публикуют «Воззвания» Комиссии к гражданам республики с призывом к охранению памятников архитек­туры и искусства. Вскоре Рерих в силу обстоятельств оказывается за рубежом. В двадцатых и тридцатых годах художник с болью протестует против свершивших­ся фактов разрушения величайших памятников русского зодчества и готовящихся новых злобных и невежественных актов вандализма, энергично способствует соз­данию эмигрантских комитетов защиты памятников.
В 1929 году Н.К.Рерих вновь поднимает вопрос об охране культурного нас­ледия народов, на этот раз уже в более широких международных масштабах, чем в 1914 году. Он предвидел возможность нового вооруженного конфликта и страс­тно хотел защитить культурное достояние народов от гибели. Эта благородная де­ятельность художника свидетельствует о его глубокой прозорливости, о его ду­ховной эволюции, направленной на служение людям. Ибо спасти памятники ку­льтуры – это значит спасти человеческие души, не дать убить человека в челове­ке… Сохранить памятники культуры для будущих поколений – это значит зало­жить фундамент нравственности для их духовной жизни. Опираясь на принципы Красного Креста, Рерих разрабатывает проект специального Пакта по охране ку­льтурных ценностей, получившего известность как Пакт Рериха. Это начинание было горячо поддержано в самых широких кругах мировой общественности. В те­чение нескольких лет было проведено множество мероприятий и акций по прод­вижению идей Пакта. В результате Пакт Рериха был подписан в 1935 году госу­дарствами обех Америк и лег в основу Гаагской конвенции 3954 года о защите ку­льтурных ценностей в случае вооруженного конфликта.
В своем обращении в связи с Пактом Н.Рерих, в частности, писал: «Мы опла­кивали библиотеку Лувена и незаменимые красоты соборов Реймса и Ипра. Мы помним множество сокровищ частных собраний, погибших во время мировых смя­тений, но мы не хотим вписывать слова враждебности. Скажем просто: «Разруше­но человеческим заблуждением и восстановлено человеческой надеждою». Но все же пагубные заблуждения в той или иной форме могут быть повторены, и но­вые множества памятников человеческих подвигов могут опять быть разрушены.
Против этих заблуждений невежества мы должны принять немедленные ме­ры. Даже в начале своем эти меры охранения дадут многие полезные следствия… С этой целью проект Международного мирового договора, охраняющего все сок­ровища искусства и науки под международно признанным флагом, представлен нашим музеем иностранным правительствам. По этому проекту… должно быть воспрепятствовано повторение зверств последней войны, когда было разрушено множество соборов, музеев, книгохранилищ и прочих сокровищниц творений че­ловеческого гения. Этот план предусматривает особый флаг, который будет почи­таем как международная нейтральная территория».
Весь Пакт пронизан идеей мира. Не случайно сам Рерих называет предло­женный им флаг «Знаменем мира».
Рерих считал, что его пакт будет действовать не только во время войны, а пос­тоянно, поскольку он должен предотвратить совершение всех варварских актов против памятников культуры.

В настоящем сборнике в хронологическом порядке собраны статьи, эссе, за­метки, тексты выступлений в различных собраниях, отражающие деятельность Н.К.Рериха по пропаганде и защите архитектурных памятников Руси, охране ис­торического пейзажа, борьбе за сохранение и правильное развитие историческо­го и художественного облика русских городов. В подборку не вошли такие круп­ные статьи, как «По старине», «По пути из варяг в греки» и некоторые другие ра­боты, достаточно известные сегодня по публикациям в различных сборниках. Большая часть приводимых нами работ публиковалась лишь однажды при жизни автора в периодических изданиях и впервые включается в сборник. Некоторые статьи вообще не были опубликованы ранее.
Сегодняшняя ситуация с охраной и реставрацией памятников в нашей стра­не свидетельствует о том, что поднимавшиеся Рерихом проблемы ныне столь же актуальны, как и прежде. И потому наследие замечательного художника, стояв­шего у истоков дела охраны памятников русской старины, представляет для нас особую ценность. Недаром выдающийся деятель и подвижник русской реставра­ции П.Д.Барановский, по свидетельству его дочери Ольги Петровны, боготворил Рериха и вел в своем тщательно отобранном архиве большой отдельный фонд рериховских материалов.
Пусть же вновь прозвучит в России завет ее великого мастера:
«Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего».

Д.Н.Попов

Н.К.Рерих. Берегите старину