Э.А. Томша. «Живая Этика о музыке как способе постижения Космической Реальности»

Живая Этика о музыке как способе постижения космической реальности

Э.А.ТОМША,
председатель Санкт-Петербургского отделения МЦР,
член Союза концертных деятелей России

…Мы живем в Космосе, и Космос живет в нас.

Е.И.Рерих

На протяжении всей мировой истории великие мыслители, философы и ученые уделяли особое внимание вопросам эволюции Космоса и человеческого общества. С давних времен исследователи наблюдали за окружающим миром и стремились постичь законы космического мироустройства. Одни изучали явления, происходящие в окружающей их природе, другие анали­зировали историю развития человеческого общества и сопоставляли все это с процессами, происходящими в космическом мироздании.

От одной исторической эпохи к другой человек расширял свое представление об окружающем мире, о законах, лежащих в основе мироустройства. Это было связано с определенным уровнем эволюции сознания как самого человека, так и человечества в целом и напрямую зависело от эволюции Космоса.

В одном из трудов Л.В.Шапошниковой мы находим следующие строки: «Космическая эволюция имеет свои циклы и закономерности, которые проявляются во времени и в пространстве» [1, с. 353]. Эти «циклы», обусловленные космической предопределенностью, проявлялись на нашей планете в виде творческих импульсов космической эволюции, которые оказывали непосредственное влияние на развитие земной эволюции в различные периоды обозримой истории человечества.

В этой связи необходимо выделить два аспекта. Во-­первых, каждый творческий импульс космической эволюции способствовал расцвету Культуры и духовности в различные исторические эпохи и одновременно формировал качество сознания человека, а также соответствующий вид мышления человечества для освоения очередной ступени его земной эволюции.

Сегодня нам известно, что в своем эволюционном развитии человечество прошло через три вида мышления – мифологический, религиозный и научный [2, с. 60]. Каждый вид мышления имеет свои особенности постижения человеком основ Бытия, изучения законов Природы и Космического Мироздания.

Эти знания приходили в земную сферу через ярких представителей каждой исторической эпохи, в лице носителей знания в области религии и философии, науки и искусства. И здесь необходимо сказать о втором аспекте. Носители этих знаний являлись неотъемлемой частью творческого импульса космической эволюции, ее посланниками на Земле.

«Космическая эволюция, – пишет Л.В.Шапошникова, – действует и творит через человека. Это творчество всегда конкретно и предопределено» [3, с. 71].

Особенно это творчество предопределено в периоды формирования каждого нового вида мышления в эволюции человечества и связанного с ним перехода сознания человека на более высокую ступень развития. Из истории мы знаем многие имена Подвижников эволюции, среди которых были великие Мыслители – основатели духовных учений, философы, ученые. Каждый из них, являясь носителем определенных знаний, внес существенный вклад в развитие эволюции человечества и эволюции земной сферы Бытия.

Такими Подвижниками были: Гаутама Будда, Иисус Христос, Магомет, Фалес и Пифагор, Платон и Гераклит, Геродот и Ориген. В средние века: Н.Коперник и Дж.Бруно, Т.Парацельс и Я.Бё­­ме. В XVIII веке: И.Кант, П.Лаплас, М.В.Ломоносов. В конце XIX – начале XX века представители «русского космизма»: Н.Ф.Фе­доров, В.С.Соловьев, В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский и другие.

Наряду с философами и учеными на нашу планету приходили Подвижники в области искусства, в частности музыки. Своим творчеством они устремляли человека к беспредельной красоте одухотворенного космоса, вдохновляли человека к прекрасным порывам души и, воспитывая, формировали в нем лучшие качества. В различные исторические эпохи музыкальное искусство влияло на развитие сознания человека и содействовало его эволюции.

Необходимо отметить, что музыка проявлялась в земной сфере в двух направлениях. Одно направление было связано с музыкальным искусством: с красотой и гармонией, которую композиторы заложили в основу музыкальных произведений, музыкантами-­исполнителями и средствами музыкальной выразительности, т.е. музыкальными инструментами, соответствующими определенной исторической эпохе.

Второе направление связано с содержательной частью самой музыки как области знания, имеющей свою методологию, историю, основы построения музыкальных произведений и закономерности развития музыки как вида искусства.

С древнейших времен носителями музыкального знания в основу формирования методологии был заложен основной принцип, состоявший в том, что музыка является проявлением космической гармонии и способна формировать в человеке такую же гармонию и внутренний порядок, как в одухотворенном космосе. А изучение музыки с позиций точных наук ведет к познанию всех проявлений Бытия, открытию тайн мироздания и космической эволюции.

Знания о космосе, его мироустройстве находили отражение в самой музыке, в фундаментальных основах музыкознания и проявлялись в различные исторические эпохи через Подвижников эволюции. Во времена Древней Греции это были Орфей и Пифагор; на рубеже IX–X веков н.э. – Гвидо Аретинский; в XVI ве­ке – Джованни Палестрина; в XVII веке – Андреас Верк­мейстер, Антонио Страдивари; в XVIII веке – Кристобальд Глюк, Йозеф Гайдн, Иоганн Бах, Вольфганг Моцарт, Людвиг ван Бетховен; в XIX–XX веках – Рихард Вагнер, Сергей Рахманинов, Игорь Стравинский и др.

Эти Подвижники в области музыкального знания явились проводниками творческого импульса космической эволюции. Наряду с яркими представителями других областей искусства, они участвовали в формировании различных культурно­-исторических эпох в земной эволюции человечества, таких как Античная культура, Эпоха Возрождения и Классицизма, Романтизма и Экспрессионизма.

Музыка, являясь важной составляющей частью беспредельного Знания, инициируемого космической эволюцией, непосредственно влияла на развитие человека, качество его сознания и, наряду с другими науками, содействовала формированию нового вида мышления – космического.

Этот вид мышления стал формироваться в начале XX века. «На обозримом историческом отрезке, – пишет Л.В.Шапошникова, – именно XX век оказался тем переломным моментом, который предшествовал новому эволюционному витку в развитии человечества <…> Менялось мировоззрение, складывались новые подходы, формировалось новое мышление» [1, с. 353].

В таких областях знания, как наука, философия и искусство, происходили изменения, предваряющие новую ступень культурной и духовной эволюции планеты. Эти изменения нашли отражение в различных трудах и произведениях представителей «русского космизма», среди которых были известные ученые, философы и деятели искусства.

Изменения коснулись и музыки. В земную сферу пришли композиторы и музыканты, положившие в основу своего творчества идеи и образы одухотворенного Космоса, которые нашли отражение в музыкальных произведениях. Среди таких ярких композиторов-­подвижников можно назвать Микалоюса Чюрлениса, Константина Сараджева, Александра Скрябина.

Выдающаяся плеяда ученых, философов и деятелей искусства своими научными трудами и произведениями искусства предвосхитила очередной виток творческого импульса космической эволюции. Этот творческий импульс пришел в культурно­-духовное пространство России в 20-­х годах XX века и нашел отражение в философии Космической Реальности – Живой Этике.

Учение Живой Этики появилось в земной сфере нашей планеты в результате со­творчества Елены Ивановны Рерих и Николая Константиновича Рериха с Великими Учителями Востока. Эти Учителя, Великие Махатмы, являются Действенными Строителями космической эволюции, в задачи которых входит передача Знаний одухотворенного Космоса в земную сферу и содействие человечеству в его эволюционном восхождении по спирали космической эволюции.

Основные положения Учения Живой Этики состоят в том, что человек, развиваясь по космическим законам, является энергетической структурой Вселенной, находится на Земле и взаимодействует с другими энергетическими системами и измерениями космического мироздания посредством духотворчества, мысле­творчества и искусства.

Искусство является одним из самых древних форм познания законов природы и одухотворенного космоса. В Листах Дневника Н.К.Рерих пишет: «Впереди всех других человеческих способов проникновения в тайны природы идет искусство. Ум, оперируя с теми данными, которые он получает от органов чувств и психического аппарата, должен идти через трехмерную сферу и не может идти иначе, точно так же, как он не может действовать иначе, как через логику. Искусство идет совсем другим путем. Оперируя с эмоциями, с настроениями, с инстинктами и пробуждающимися интуициями, оно совершенно не стеснено пределами трехмерной сферы, совершенно не должно считаться с законами логики и сразу выводит человека в широкий мир многих измерений. Поэтому искусство идет впереди науки, точного знания и даже впереди философии, но не служит им, не прокладывает для них путей и идет своим путем, открывая свои горизонты…» [4, с. 83–84].

Продолжая эту мысль, нужно сказать о том, что музыке, как виду искусства, отводится одна из ведущих ролей в этом процессе. В земной жизни Е.И.Рерих именно музыка содействовала открытию горизонтов космической Беспредельности, способствуя в будущем работе над книгами Учения Живой Этики.

Известно, что музыкальное исполнительство и сама музыка, несущая в себе синтетическое начало, влияет не только на интеллектуальное развитие, но способствует расширению сознания и формирует мышление, способное оперировать категориями, выходящими за пределы логики трехмерного пространства, закладывая предпосылки и направляя сознание человека в сферы многомерности Бытия и постижения законов космического мироздания.

Известно, что Елена Ивановна Рерих в сотрудничестве с Великими Учителями Востока получала сообщения «не только в словах, но нередко и в мыслеобразах». Их нужно было «соединить, систематизировать и представить читателю связный текст» [5, с. 69], посвященный важнейшим вопросам космической эволюции. «Привести эти разрозненные сообщения в единую и стройную систему, придать ей гармоничную форму – этой задаче способствовали в том числе музыкальные навыки и знания, полученные Еленой Ивановной еще в детстве» [6, с. 320], а также одаренность в музыкальном исполнительстве, которая могла реализоваться в блестящей карьере.

Внутренняя потребность Елены Ивановны к выражению прекрасного средствами музыки преобразуется, спустя годы, в осознание важности музыки не только как средства гармонизации чувств и формирования целостного восприятия красоты сферы земной, но как связующего звена для постижения Космической Реальности, с ее красотой различных сфер иных состояний материи.

В книгах Живой Этики мы находим указания на многогранность проявления музыки с ее влиянием на эстетическое и гармоничное состояние человека, развитие его психической энергии и, как следствие, духовное совершенствование человека.

Наряду с этим, на страницах книг Учения раскрываются вопросы, связанные с музыкой, но уже в ином, космическом масштабе. Такие музыкальные понятия, как ритм, гармония, созвучие и другие, даются в ином смысловом значении. Например: «Усвое­ние ритма есть ступень к дальним мирам. Никто не может воспринять тонких вибраций, если он не усвоил ритма и не понимает значения гармонии» [7, 572]. Раскрытие содержания этих терминов в ином, космическом значении даст импульс поиску и изучению иных состояний материи одухотворенного Космоса, приведет к пониманию скрытых сил и связей во взаимодействии различных энергетических структур во Вселенной и участия человека в этом «грандиозном энергоинформационном обмене» [8, с. 53] в процессе космического огненного творчества Беспредельности.

Импульс к поиску и изучению учеными иных состояний материи во Вселенной дает возможность современной науке приблизиться к пониманию скрытых сил и связей во взаимодействии между энергетическими структурами космического мироздания. Это находит отражение в различных теориях и открытиях современности как в области фундаментальных исследований, так и в других областях научного знания.

Одна из таких теорий – «теория струн» [9]. Согласно этой теории фундаментальными объектами физической материи являются не точечные частицы, а крошечные одномерные нити – струны в виде замкнутой петли размером 10-­35 метра (планковская длина). Причем все наблюдаемые свойства элементарных частиц (их массы, заряды и т.д.) являются проявлением различных типов колебаний струн [10, с. 333].

«Теория струн» (или суперструн) предлагает новое изменение теоретического описания свойств Вселенной на ультрамикроскопическом уровне – «планковская длина» в масштабах порядка 10­-­35 метра, то есть на 20 порядков меньше диаметра протона. На столь малых расстояниях (и при столь высоких энергиях взаимодействий, что это и представить невозможно) материя превращается в серию полевых стоячих волн, подобных тем, что возбуждаются в струнах музыкальных инструментов. Подобно скрипичной струне, в такой струне могут возбуждаться, помимо основного тона, множество обертонов или гармоник. Каждой гармонике соответствует собственное энергетическое состояние. Чем выше частота гармонической волновой вибрации струны, тем выше его энергия, а значит, тем выше масса наблюдаемой частицы (согласно принципу эквивалентности массы и энергии E = mc2).

Однако если стоячую волну в скрипичной струне представить себе наглядно достаточно просто, то стоячие волны, описываемые теорией струн, наглядному представлению поддаются с большим трудом – дело в том, что колебания суперструн происходят в пространстве, имеющем десять – одиннадцать измерений. Мы привыкли к четырехмерному пространству-­времени, которое содержит три пространственных и одно временное измерение (влево­-вправо, вверх­-вниз, вперед-­назад, прошлое-­будущее). А здесь 10 пространственных и одно временное измерение.

В контексте данной статьи важно отметить то, что в основу тео­рии струн заложена фундаментальная величина – колеблющая­ся струна и что материя превращается в серию полевых стоячих волн, подобных тем, что возбуждаются в струнах музыкальных инструментов во время звучания.

«С давних времен, – пишет физик-­теоретик Брайн Грин, – музыка является источником метафорических образов для тех, кто пытается разгадать тайны Вселенной. Начиная с “музыки сфер” древних пифагорейцев и до “гармонии мира”, на протяжении столетий направляющих наши научные поиски, мы пытаемся понять песнь природы в величественных хороводах небесных тел и неистовой пляске субатомных частиц. С открытием теории суперструн музыкальные метафоры приобрели удивительную реальность, поскольку, согласно этой теории, микромир заполнен крошечными струнами, звучание которых оркеструет эволюцию мироздания. Согласно теории суперструн, ветры перемен дуют через эолову арфу Вселенной» [11, с. 95].

В этой связи интересно отметить, что «теория струн», зародившаяся в области физико-­математических научных знаний, очень созвучна учению Пифагора о том, что вся Вселенная представляет собой грандиозный монохорд [12], чья струна протянулась от земной до небесной сфер. Верхний конец струны соединен с Абсолютным Духом, тогда как нижний – с Абсолютной Материей [13].

Великому древнегреческому мыслителю и философу, внесшему важнейший вклад в развитие таких наук, как математика [14], основы музыкальной грамоты и музыки, приписывают следующее высказывание: «Изучайте монохорд, и вам откроются тайны мироздания». Из этого следует, что, изучая одну струну, ее свойства и феномен вибрации на микрокосмическом уровне, можно прийти к пониманию законов Вселенной на разных макрокосмических уровнях.

Пифагор считал, что изучение музыки с применением математики, как точной науки, ведет к познанию и изучению всех явлений проявленного и непроявленного Бытия. Прикладывая открытый им закон гармонических интервалов к природным явлениям, он объяснял, что атомы и стихии, планеты и созвездия связаны между собой гармоническими отношениями.

Проблема взаимосвязи звука и небесных тел на протяжении многих веков являлась предметом размышления философов и исследований ученых. Принадлежащее Пифагору учение о «музыке сфер», в котором он утверждал, что движение каждого небесного тела через космическое пространство рождает звук, а совокупность небесных тел может рождать гармонически связанные звуки, сегодня, возможно, находит свое подтверждение в науке.

В современной астрофизике известно шаровое скопление созвездия Тукана (Tucana) 47 Tuc (NGC 104) – на небе его можно найти левее Малого Магелланового облака – галактики, одной из ближайших к Млечному Пути. Это шаровое скопление находится на расстоянии от Солнца в 16 000 св. лет, и его масса порядка одного миллиона масс Солнца [15]. Скопление 47 Tuc содержит более 300 рентгеновских источников излучений, среди которых сегодня наиболее изучены 16 миллисекундных пульсаров [16]. Эти пульсары являются источниками радиоизлучения, приходящего на Землю в виде периодически повторяющихся всплесков (импульсов), и фиксируются в радиочастотном диапазоне.

Ученые, занимающиеся исследованием этих 16 миллисекундных пульсаров, преобразовали радиочастотные электромагнитные волны в слышимый диапазон звуковых волн, которые мы можем сегодня услышать.

Первый звуковой файл представляет собой последовательное звучание этих 16 пульсаров. Второй звуковой файл – общее звучание всех 16 пульсаров, представляющих гармонично связанный аккорд, который вписывается в теорию гармонии в области современного музыковедения [17] и соответствует доминантовой группе аккордов. Третий звуковой файл представляет первый аккорд из симфонической поэмы А.Скрябина «Прометей» («Поэма огня»).

Соответствие первого аккорда из симфонической поэмы «Прометей» и аккорда, получившегося в результате сведения звукового ряда 16 пульсаров из шарового скопления 47 Tuc (NGC 104) в общий аккорд, – на слух почти идентично. Первый аккорд поэ­мы «Прометей», так называемый «прометеев аккорд» – звуковая основа произведения, – воспринимается исследователями в области музыковедения как «аккорд Плеромы» – символа божественной полноты и загадочной силы всего сущего, заложенного в основу построения «Поэмы огня». Этот факт может быть еще одним подтверждением дошедших до наших дней воспоминаний современников о том, что А.Скрябин обладал «особым слухом», способным слышать звуки в ином частотном диапазоне, чем слышит большая часть человечества. Известно, что слуховые возможности человека далеко не беспредельны. Но тот факт, что наше ухо в норме способно воспринимать колебания лишь от 16 до 22 000 Гц, вовсе не означает, что за пределами этого ограниченного диапазона не существует неисчислимого множества звуковых волн, которые мы просто не слы­шим.

Действительно, согласно современным теориям и исследованиям в различных областях научного знания, вся Вселенная, по сути, состоит из вибраций. И каждый заключенный в ней объект – от кварка и электрона, вращающегося вокруг ядра атома, через планеты, вращающиеся вокруг звезд, к галактикам, вращаю­щимся вокруг своих осей, – все обладает собственным основным тоном, вибрациями определенных частот, образующих волны, которые пронизывают космическое пространство, насыщая гармоничным звучанием всю Вселенную.

Конечно, обладать слухом, способным улавливать волны пространства, может лишь тот, кто устремлен к нравственному совершенствованию и духовному преображению. В Живой Этике неоднократно говорится о преимуществах духовного развития, но, к сожалению, «люди избегают часто слушать волны пространства и ловить отзвуки и ответы, которые проливаются из разных слоев мироздания» [18, 38]. В книге «АУМ» мы находим: «Не может молчать пространство, оно наполнено звучанием всех трех миров. Оно полно, ибо нет пустоты» [7, 495].

Величие и красота космического мироздания, которые могут открыться человеческому сознанию, отражены в одном из писем Е.И.Рерих сотрудникам: «Книга “Беспредельность” – сколько духовного подъема дает она нам! Всем духом вливаюсь в эту красоту космического огненного творчества Беспредельности, в этот несущийся огненный призыв к Бытию, к созиданию, к вечному беспредельному исканию! Все пространство, каждый атом становится звучащим, и как чувствую эти несметные раздирающие и ликующие призывы. Хотелось бы выразить эти призывы в грандиозной симфонии объединенных оркестров и назвать ее “Зовы Пространства”. Но нужен для нее новый и еще более мощный Скрябин. А пока изредка по ночам упражняюсь на токах сфер, чтобы наутро лишь слабо вспоминать» [19, с. 47].

Строки из письма Е.И.Рерих, с одной стороны, как лейтмотив в музыке, пронизывает содержание вышесказанного, объединяя «зерна» истины в области музыкознания, дошедшие до наших дней со времен Пифагора и его учениях о монохорде и «музыке сфер» и заканчивая через века творчеством А.Скрябина – его симфонической поэмой «Прометей». А с другой стороны, вопросы музыки, рассматриваемые в Живой Этике и эпистолярном наследии Е.И.Рерих, дают важный внутренний импульс исследователям как в области музыкознания, так и в других областях научного знания, занимающихся изучением вопросов Бытия и исследованием фундаментальных законов Вселенной. Конечно, это будут новые исследователи и ученые, о которых в Живой Этике сказано: «…все великие открытия для блага человечества не будут исходить от огромных лабораторий, но будут находимы духом ученых, которые обладают синтезом» [20, ч. III, 60].

Говоря сегодня о современной науке, ее поиске путей к постижению основных законов космического мироздания и жизни во Вселенной, необходимо привлекать внимание ученых и исследователей к Учению Живой Этики – философии Космической Реальности. Являясь, по сути, фундаментальной основой очередного импульса космической эволюции, Живая Этика указывает различные пути изучения основ Бытия, на которых зиждется духовная эволюция человечества и планеты в Беспредельности. А музыке, как области научного знания, в содружестве с другими науками отводится важная роль на пути исследования скрытых сил и связей между различными мирами и состояниями материи во Вселенной.

Литература и примечания

1. Шапошникова Л.В. Мудрость веков. М.: МЦР, 1996.

2. Шапошникова Л.В. Основные особенности философии Живой Этики // Живая Этика и наука. Материалы Международной научно­-общественной конференции. 2008. М.: МЦР, Мастер­-Банк, 2008.

3. Шапошникова Л.В. Творец космической эволюции // 130 лет со дня рождения Е.И.Рерих. Материалы Международной научно­-общественной конференции. 2009. М.: МЦР, Мастер-­Банк, 2010.

4. Рерих Н.К. Мера искусства // Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 3. М.: МЦР, Мастер-­Банк, 2002.

5. Шапошникова Л.В. Героическое творчество Елены Ивановны Рерих // Держава Рерихов: Сб. ст. в 2 т. Т. 1. М.: МЦР, Мастер­-Банк, 2006.

6. Томша Э.А. Музыка в жизни Е.И.Рерих // 130 лет со дня рождения Е.И.Рерих: Материалы Международной научно-­общественной конференции. 2009. М.: МЦР, Мастер­-Банк, 2010.

7. Учение Живой Этики. АУМ.

8. Шапошникова Л.В. Философия Космической Реальности // Листы Сада Мории. Книга первая. Зов. М.: МЦР, Мастер-­Банк, 2003.

9. Теория струн – раздел математической физики, связанный с описанием различных состояний (фаз) в теории поля. См.: Физическая энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.

10. Грин Брайан. Ткань Космоса. Пространство, время и текстура реальности. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.

11. Грин Брайан. Элегантная Вселенная. Суперструны, скрытые размерности и поиски окончательной теории. М., 2004.

12. Монохорд (др.­греч. µονόχορδον, лат. monochordum, однострунник), также (музыкальный) канон (др.­греч. κανών <µουσικός>) – инструмент, служащий для точного построения музыкальных интервалов (звуков заданной высоты) путем фиксации различных длин звучащей части возбуждаемой щипком струны. Состоит из основания (иногда – резонаторного ящика), на котором между двумя порожками (подставками) закреплена натянутая струна. Между ними находится подвижная подставка (прижимающая струну снизу), перемещением которой фиксируют звучащую часть струны. На основание монохорда может наноситься шкала делений.

13. Монохорд // Музыкальная энциклопедия. Т. 3. М.: «Советская энциклопедия», 1976.

14. В области математики Пифагору приписывается систематическое введение доказательств в геометрию, построение планиметрии прямолинейных фигур, создание учения о подобии, доказательство теоремы, носящей его имя, построение некоторых правильных многоугольников и многогранников. С именем Пифагора связывают также учение о четных и нечетных, простых и составных, о фигурных и совершенных числах, об арифметических, геометрических и гармонических пропорциях и средних (см. Kerényi К. Pythagoras und Orpheus, 3 Aufl., Z., 1950).

15. 47 Tuc (NGC 104). См. электронный ресурс: http://www.gclusters.ru/104.html; http://www.spacetelescope.org/news/heic0616/

16. См. электронный ресурс: http://www.naic.edu/~pfreire/47Tuc/.

17. Музыковедение // Музыкальная энциклопедия. Т. 3. М.: «Советская Энциклопедия», 1976.

18. Учение Живой Этики. Иерархия.

19. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 1. М.: МЦР, Благотворительный Фонд им. Е.И.Рерих, Мастер­-Банк, 1999.

20. Учение Живой Этики. Мир Огненный.
.

Запись опубликована в рубрике Библиотека, Конференции, Новости с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий