Выступление профессора А.Ю. Шелковникова: «Агни Йога – синтез философии йоги»

Выступление профессора А.Ю. Шелковникова: «Агни Йога – синтез философии йоги»

23 мая по адресу: ул. Пречистенка 10/2 стр. 1, конференц‑зал 2-го этажа состоялся научный семинар при Объединенном Научном Центре проблем космического мышления (ОНЦКМ МЦР). Несмотря на все трагические для отечественной культуры события последних недель, Международный Центр Рерихов продолжает свою работу. Одним из приоритетов этой работы является научное осмысление Живой Этики (Агни Йоги) – философии космической реальности, открывающей пути мирного и созидательного эволюционного продвижения в будущее. Несомненно, правомерно рассматривать Живую Этику в тесной связи с философией русского космизма, но при этом она является развитием, синтезом традиции восточной йоги.

С докладом «Агни Йога – синтез философии йоги» выступил Андрей Юрьевич Шелковников, доктор философских наук, профессор кафедры философии Московского педагогического государственного университета (МПГУ). Йога – это связь с Высшим, она представляет собой объединение физических, психических, духовных сил человека в восхождении по пути духовного самосовершенствования.

А.Ю. Шелковников раскрыл следующие тезисы. «Для уяснения духовного значения Агни Йоги необходимо обращение к традиции философии и практики йоги в культуре древней и средневековой Индии. Е.И. Рерих писала, что ее первыми земными учителями были Бхагавад‑гита, книги Рамакришны, Вивекананды. Связующим звеном между классической индийской йогой и Агни Йогой является учение Рамакришны. В связи с этим полезно обратиться к интерпретации классической йоги в “Провозвестии Рамакришны”. Очевидно, что в своем понимании йоги Рамакришна основывался, в первую очередь, на учении Бхагавад‑гиты. Это учение является первым историческим источником, где излагается философия йоги. Первичная классификация йоги на Карма Йогу, Джнана Йогу и Бхакти Йогу восходит к Бхагавад-гите. Восьмиступенчатый алгоритм йоги также впервые проявляется в Бхагавад‑гите. В Бхагавад-гите мы также встречаем связанность понятий “йога” и “агни”. “Агни” в культуре древней Индии рассматривался, в первую очередь, как огонь жертвоприношения.

В “Знаках Агни Йоги” определяется отношение Йоги огня к традиционным йогам. Агни Йога рассматривается как эволюция Раджа Йоги. Агни Йога являет собой синтез Карма, Раджа и Бхакти Йоги (в учении Живой Этики указывается на несамостоятельность Джнана и Хатха Йоги). Карма Йога ограничена земными возможностями, эмпирическим существованием, социальностью. Раджа и Бхакти требуют аскетизма, трансцендирования природного и социального. Агни Йога остается в потоке жизни, как и Карма-йога, но сохраняет при этом высшие духовные достижения Раджи (высшие медитативные возможности сознания), Бхакти (Божественная любовь)».

Отметим, что в философии Рерихов неоднократно подчеркивается значение Карма Йоги, недаром Живая Этика – это именно этика жизни каждого дня.

В книге Агни Йоги «Надземное» написано: «Спрашивают – какая Йога поведет кратчайшим путем к познанию? Вы знаете Агни Йогу – огненный синтез, но многие еще не освоились с огненным познанием. Они хотят получить указание на одну из Йог прежде указанных, назову Карма Йогу: творчество, сознательный труд, стремление к высшему качеству поведет кратчайшим путем» (п. 767); «Можно увидеть и величие Раджа Йоги, можно заметить сияние Бхакти и узреть напряжение Джнана Йоги, но можно найти и главную потребу светлой Карма Йоги. Труд неотступен в дни смуты человечества. Так среди различных цветов Агни Йоги найдем стебель Карма Йоги, на этом основании оправдается человечество» (п. 558). Карма Йога является наиболее доступным и естественным путем для большей части человечества. Она – необходимая ступень и основа для остальных Йог. Карма Йога позволяет изжить отрицательные и воспитать в себе многие положительные качества.

Докладчик пришел к следующему выводу: «В современной ситуации желательно приложить обновленное понимание йоги в Живой Этике к традиции философии йоги, данной в таких текстах, как Бхагавад-гита, «Йога-сутры» Патанджали, «Хатха-йога прадипика» Сватмарамы и др. Таким образом, станет возможным более глубокое постижение философии йоги». А.Ю. Шелковников отметил, что йога – это эволюционный процесс, направленный против течения времени. Концепция эволюции, если рассматривать ее не исключительно в дарвиновском смысле, а шире – как движение от менее совершенного состояния в более совершенному, достижение цели развития, свойственна и индийской культуре.

После выступления состоялось обсуждение, лектору были заданы многочисленные вопросы, и ряд из них касался Хатха Йоги, йоги психофизиологических техник. Хатха Йога является традиционной, древней йогой, но при этом она не самостоятельна, лишь ступень по отношению к старшим йогам. Злоупотребления Хатха Йогой, ее отрыв от высокой этики и философии обусловили достаточно критическое отношение к ней в Живой Этике.

Обзор семинара подготовил П.Д. Абрамов

Источник.

Запись опубликована в рубрике Библиотека, космическое мышление. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий