Л.М.Гиндилис. «Научное и метанаучное знание»

13 декабря 2018 г. в Лектории НРК состоялась лекция: «Научное и метанаучное знание».

Докладчик: Лев Миронович Гиндилис, вице-президент НРК, академик РАКЦ, заслуженный научный сотрудник МГУ им. М. В. Ломоносова, канд. физ.-мат. наук.

В человеческой культуре, наряду с научным знанием, издавна существует вненаучное знание. Одним из его видов является метанаучное, или сверхнаучное знание. Этот термин сродни метафизике и обозначает знание, выходящее за пределы принятого в данную эпоху знания, в том числе за пределы современной научной парадигмы. В процессе развития науки отдельные элементы метанаучного знания включаются в научную парадигму, и этот процесс протекает непрерывно. Рассматриваются следующие вопросы: критерий сверхнаучного знания, примеры сверхнаучного знания, соотношение научного и мистического опыта, происхождение сверхнаучного знания.

Сформулированы требования к источнику сверхнаучного знания. Такие Источники, как «Тайная Доктрина», «Письма Махатм», книги «Живой Этики», полностью удовлетворяют сформулированным требованиям. Сам критерий сверхнаучного знания устанавливается на основе содержания источника. Если установлено, что знание, будучи достоверным, выходит за пределы знания своей эпохи, оно относится к сверхнаучному знанию (слабая форма); если знание не просто выходит за пределы, а противоречит знаниям своей эпохи, но подтверждается дальнейшим развитием науки, то оно относится к сильной форме сверхнаучного знания.

Проанализировано одно из писем Махатмы К.Х. Синнету (1882 г.), в котором рассматриваются геофизические и астрономические вопросы. Выявлены ряд убедительных примеров сверхнаучного знания в слабой и сильной форме. Они относятся к метеорной пыли, к физике солнца, в том числе к солнечной короне, к теории гравитации и невесомой материи. Наиболее впечатляющей и убедительной является полемика К.Х. с учеными о природе зеленой корональной линии. Рассмотренные примеры сверхнаучного знания относятся к трехмерной физической Вселенной (физическому плану Бытия), они выражены в явной вербальной форме (с помощью обычных понятий) и касаются не каких-то общих отвлеченных концепций Мироздания, а вполне конкретных частных проблем. Это делает возможным сравнение исследуемого знания с научным (на основе сформулированного критерия СНЗ) и установление его сверхнаучной природы.

Что касается мистического знания, то его сопоставление с научным – гораздо более сложная проблема. Тем не менее, некоторые параллели между мистическими учениями и наукой обнаруживаются в наше время. Это убедительно показано в книге Ф.Капра «Дао физики», где автор сопоставляя концепции современной теоретической физики с концепциями восточных мистиков, находит глубинную взаимосвязь между ними. Это касается как методологии, так и содержательной части концепции мистиков и физиков. Согласно Ф. Капра, такая взаимосвязь является следствием «глубокого проникновения в суть вещей – в глубины вещества в физике и в глубины сознания в мистицизме, – при котором под обманчивой видимостью повседневности постепенно проступают черты принципиально иной действительности».

Что касается природы сверхнаучного знания, то его источником могут быть: Божественное Откровение, знание Высокоразвитых Внеземных Существ, знание давно ушедших Древних Цивилизаций. Эти предположения не противоречат и не исключают одно другое. С позиций Живой Этики, источником сверхнаучного знания является Иерархия Света и ее ближайшее звено – Учителя человечества. Рерихи общались с Учителями и никогда не скрывали связи с Ними. В сотрудничестве с Учителями было создано Учение Живой Этики. Под Их покровительством проходила Центрально-Азиатская Экспедиция Рерихов. Одним из убедительных свидетельств участия Учителей в жизни человечества является переписка Е.И.Рерих от имени Учителей с Президентом США Ф.Д. Рузвельтом.

«Все Великие Учения мира несут зерна огненной действительности, но они хранят их под тяжкими наслоениями последующих нагромождений и искажений». Поэтому возникает задача извлечения истины. А это связано с определенной интерпретацией, которая не всегда может быть однозначной. Поэтому особое значение приобретают те элементы Науки Учителей, которые могут быть выражены на языке современной науки и сопоставлены с нею, свидетельствуя о существовании сверхнаучного знания. Это тем более актуально, что «Науке открыто теперь то, что религии оказалось не под силу».
Источник

.

Запись опубликована в рубрике Живая Этика, Лекторий, Сверхнаучное знание с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий