…
«Как примирить Учение с наукой?» Если наука
преподает достоверное знание, то Учение и есть
наука.
Община, 154
Если в основе науки лежат достоверные, проверенные знания, то и Учение Живой Этики, или Агни-Йогу, можно назвать наукой, ибо каждая мысль и указание в ней не только опирается на умозаключения, но и эмпирически обосновано — тысячелетним духовным опытом и всесторонними исследованиями великих ученых — Учителей человечества. Все здесь выражено и аргументировано с такой строгой, убедительной логикой, что у читателя не остается ни малейших сомнений в истинности сказанного, даже если в первое мгновение ему и не все понятно. За каждой строкой Учения, за каждым данным намеком или символом — точная мысль. Чем больше мы углубляемся в книги Учения, тем сильнее убеждаемся в этом.
Не случайно Учение Живой Этики по-восточному именуется Йогой, т.е. это наука, в основе которой лежат истинные знания, подкрепленные внутренним опытом. Обычное понятие религии в европейской традиции слишком сузилось, отстранилось от действительности и понимания основ.
Вивекананда, великий выразитель современной индийской Йоги, всегда подчеркивал ее экспериментальный характер, утверждая, что она опирается на разум, на опыт и эксперимент, являющийся единственным источником знаний. Этот метод научного исследования он предлагал применить и для религиозных познаний, если религия хочет быть свободна от суеверия.
Также и Агни-Йога выступает против любого узкосердечного, отвлеченного сектантства, фанатизма и религиозного суеверия, которые не умеют и не хотят читать знаки законов Истины.
«<Изуверство> уничтожает все возвышенные чувства. <…> Явление изуверов способствует разложению каждого высшего Учения…» (Мир Огненный, ч.III, 330).
Вместе с тем Учение порицает и предубеждения материалистической науки, ее нерациональный метод легкомысленного разрушения, с которым она подходит к области религиозных феноменов. Агни-Йога призывает: «Если не согласен, докажи обратное!»
«Нужно удивляться, насколько легко наука позволяет себе тупо ограничивать и отвечать о том, что не знает. Дети иногда говорят правильнее — не знаю. Незнание откровенное признается как Врата Познания» (Сердце, 417).
Живая Этика не желает также, чтобы хоть один ее тезис принимали без подтверждения логики разума и сердца, лишь на веру. Непонятое, неосознанное и не утвержденное сердцем может привести к большому сомнению. И Будда говорил: «Не воспринимайте мое Учение лишь из преданности, но проверяйте его так же, как проверяют на огне золото».
Новое Учение говорит тому, кто полон сомнения, кто страдает в неведении: ну хорошо, ты желаешь доказательств истинности Учения. Знай, Истина не боится никаких исследований. Именно наоборот — при наблюдениях Истина приближается и сияет. Потому — «Испытывай, пылай сердцем и расширяйся духом!» «Приближайся всеми силами, наблюдай всеми мерами, исследуй всеми способами, познавай всем дерзновением, являй неутомимость и воспламенись каждым нахождением Истины!» Знай — в Учении Истины не может быть ошибок, противоречий, извращения понятий, даже малейшего положения, которое можно было бы оспорить. Иначе это не Истина. Истина абсолютна и величественна, стремись постичь ее (Мир Огненный, ч.I, 433).
И еще Живая Этика говорит: если сердце твое пламенно устремилось к познанию Истины, то найдет ее. Магнит сердца привлекает и раскрывает смысл всех вещей. Но не ищи Истину в редкие свободные мгновения, когда твой ум вспоминает о ней. Нет, пусть сердце твое пылает в этой всеобъемлющей жажде, словно без откровения Истины ты не можешь дышать, — только тогда ты познаешь ее. Если ты проверишь каждое слово, каждое утверждение в основах Учения, твое сознание будет расти, ты будешь двигаться вперед в вечном расширении и просветлении, и тебе уже завтра раскроется то, в чем ты вчера, может быть, сомневался или даже отрицал. Только будь в своих исканиях искренним, неотступным, последовательным. Во имя великой Необходимости отбрось все лишнее, притворное, двойственное, каждый малейший предрассудок, стремись служить Истине, и только ей одной.
И кто знает, если ты по-настоящему, от всего сердца будешь углубляться в Учение, не случится ли с тобой, охваченным сомнениями и жаждой познания, то, что произошло когда-то с Анни Безант в ее молодости. Ей, как корреспонденту левого журнала и атеистке, было поручено написать разгромную рецензию о «Тайной Доктрине». Но магнит этой мощной книги сам взял ее в плен, восхитил и сделал своим пророком. Аналогичный случай был с иудеем Савлом, который из фанатичного преследователя христиан превратился в самого огненного апостола Христа — Павла.
Учение, данное Христом, больше опиралось на веру или разум чистого сердца простого народа, не указывая научной основы явлений. Позже, когда Учение превратили в застывшую догму, оно стало абстрактным, чуждым жизни мировоззрением, метафизическим бегством от жизненной правды. Живая Этика, напротив, даже в основах веры ищет реальное, эмпирически обоснованное зерно. Она говорит, что «метафизики не существует, есть именно физика» (Мир Огненный, ч.I, 659), что дух и материя являют собою единую гамму явлений, доступную научному познанию.
Конечно, Живую Этику можно назвать верой, но только в ее истинном значении. Именно, настоящая вера — это сокровенное, опытным путем приобретенное знание. Ведь вера «должна равняться точному знанию» (Агни-Йога, 87). «Нельзя верить лишь уверениям. Вера есть осознание Истины, испытанной огнем сердца» (Мир Огненный, ч.I, 433). Значит, это не просто вера, не освященная традицией догма, но обретенная на долгом пути личного опыта логическая мысль.
//Рихард Рудзитис. «Учение Огня. Введение в Живую Этику».