Небесные и земные воды Кайласа. Отчет об экспедиции в регион горы Кайлас (Тибет) в сентябре 2019 г.,часть 4 из 5


Начало см. здесь: 1 часть, 2 часть, 3 часть.
Отчет об экспедиции в регион горы Кайлас (Тибет) в сентябре 2019 г.

 

 

 

Тибет-Кайлас. К истокам Брахмапутры

В тибетской мифологии река Брахмапутра называется Тамчок Цангпо (Tamchok Tsangpo), или «Река-Лошадь». Брахмапутра имеет два наиболее протяженных притока. Первый приток – река Чема Юнгдрунг, исток которой находится у ледника Тамчок Кабаб Кангри на высоте 5 240 м. Второй приток – Дунгдунг Чу (Dungdung Chu) имеет исток на высоте 5 470 м у ледника в верховье одноименной долины у горы Канглунг Кангри, находящейся в 110 км от г.Кайлас, на высоте 6 256 м. Приток Дунгдунг Чу длиннее Чема Юнгдрунг Чу на 4,3 км. По этой причине и из-за более высокого расположения исток Дунгдунг Чу можно назвать географическим истоком реки Ярлунг Цангпо/Брахмапутры.

Спутниковое изображение притоков Брахмапутры (синие линии)

 

Соединение водных потоков, берущих начало в ледниках Тамчок Кабаб Кангри и в Чема Юнгдрунг Пу Кангри, ведет к образованию Чема Юнгдрунг Чу. Чема Юнгдрунг состоит из двух тибетских слов, означающих «песок» и «свастика». По словам местных жителей, в названии сохранена информация о древнейшей, самостоятельно сформировавшейся и проявленной из земли свастики.

В традиции Бон свастика по своей природе является космогонической, символом возникновения Вселенной. На тибетском языке свастика называется юнг-друнг, что означает не рожденный и бессмертный, знак вечности и абсолютной стабильности. Этот символ использовался в Тибете с незапамятных времен. В тибетской народной культуре свастика является одним из самых известных признаков удачи.

Примечательно, что точно в западном направлении на расстоянии 24 км находится центр огромной левосторонней свастики, образованной долинами рек, начинающихся из ледников в этом районе Гималаев. Южная оконечность свастики находится в месте слияния двух рек Нинг Кхола и Чуа Кхола, которые несут свои воды в Гангу. Другие ее оконечности образованы ледниковыми перевалами. Длина двух долин, образующих крест свастики, составляет около 19 км каждая. Подобные конфигурации горных долин в регионе Кайласа более не обнаружены.

Спутниковое изображение левосторонней свастики, образованной рельефом

 
При слиянии Чема Юнгдрунг и Дунгдунг Чу образуется озеро, называемое Рабгье Цо (высота 4 937 м, длина береговой линии 13,5 км, площадь 9,63 км2). По словам Свами Пранавананда, Рабгье Цо было известно торговцам бхотия как Брахма Кунд. Река ниже Рабгье Цо называется Мартсанг, или Ярлунг Тсангпо, или, собственно, Брахмапутра.
 

Озеро Рабгье Цо

Проще всего добраться до истоков Брахмапутры из Дарчена (поселок у подножия Кайласа) по шоссе G219 на джипе. После озера Конггью (110 км от Дарчена) необходимо повернуть на грунтовую дорогу. Дорога проходит через перевал и далее через множество небольших озер и водоемов. Через 26 км дорога подходит к озеру Рабгье Цо, далее дорога раздваивается, необходимо держаться левой стороны. Как только долина поворачивает на запад, открываются две большие заснеженные горы, защищающие вход в потрясающий высокогорный бассейн. Огромные ледники стекают с этих вершин, которые наступали и отступали в течение миллионов лет.

В настоящее время в Тибете очень редко можно встретить диких яков — дронгов. Иногда можно встретить небольшие группы из 1-3 особей. У истоков Брахмапутры/Ярлунг Цангпо мы смогли наблюдать большое стадо из примерно полусотни диких яков… Дронг примерно в два раза больше домашнего яка, он полностью черный и имеет конусообразную шерстяную «юбку», расширяющуюся по бокам; любые белые пятна точным образом указывают на одомашненного яка.

Стадо дронгов – диких яков

Стадо дронгов – диких яков

Мы разбили лагерь на левом, высоком берегу реки Чема Юнгдрунг (Chema Yungdrung Chu,) напротив ледника с одноименным названием, в месте слияния рек Чема Юнгдрунг Чу и Тамчок Кабаб Чу.

От этого места открывается захватывающий вид на белоснежный ледник Чема Юнгдрунг-Пу Кангри и охватывающие его горы. Песок в русле этой реки очень мелкий и в сухом состоянии похож на снег. По-видимому, это и послужило причиной данному названию, которое в переводе с тибетского означает «Река Песчаной Свастики».

Дюны из мелкого песка

Вверх по долине в 1,6 км от нашего лагеря находится мегалитический комплекс из больших камней, по-видимому, относящийся к временам палеолита.

Самый большой камень выровнен своей верхней частью по меридиану. Под него подложен другой камень меньшего размера таким образом, что треугольная его часть оказалась приподнята. Часто, подложенные меньшие камни подчеркивают связь основного мегалита с небесным созвездием. По форме этот мегалит похож на некое морское чудовище, которое соответствует созвездию Кита.


Форма высокого мегалита, расположенного в западном направлении, имеет сходство с Лебедем , по-видимому, соответствует этому созвездию.

Через 700 м от этого места находится Бонпо Не (Священное место бон) – местоположение традиционного истока Брахмапутры Тамчок Кабаб (N30° 16.218′ E82° 12.053′, высота 5061 м). Расстояние от него до русла реки 150м.

Различные ракурсы Бонпо Не

На большом валуне из светлого песчаника стоит весьма простое сооружение из черной сланцевой породы с небольшим помещением внизу с восточной стороны и короткой лестницей, ведущей к верхнему храму, ограждающему два выдавленные в скале отпечатка ноги. В верхнем помещении есть несколько выложенных камнями ниш для ритуальных предметов. На камнях множество изображений левосторонней свастики.

Вокруг валуна расположены несколько каменных пирамид, возведенных паломниками из той же самой темной сланцевой породы, что и вся постройка.

По-видимому, изначально, во времена палеолита ритуальным местом был сам мегалит. С определенных ракурсов этот валун выглядит как голова некого существа. И уже в более поздние времена мастерами бон были построены специальные помещения.

В верховье долины, над ледяным покровом имеется две остроконечные вершины, напоминающие уши лошади и защищающие ледник Чема Юнгдрунг по обеим сторонам. Этот исток имеет одноименное называние «та-амчок», что означает «уши лошади»! Равнины перед ледником формируют нос мифологической лошади.

Так как река и долина носят имя «левосторонней» свастики бонпо (юнгдрунг), а храм называется Бонпо Не, очевидно, что это еще одно древнее место бонпо в районе Кайласа, которое было освоено буддистами в более поздние времена. Кочевники говорят, что это — древнее место, где медитировал основатель религии бон — Тонпа Шенраб Миво.

В отличие от трех других истоков в районе Кайласа, Тамчок Кхабаб не имеет в непосредственной близости явного источника с текущей водой; Свами Пранавананда указывает в своей книге, что 1940-х годах источники пересыхали, и струились лишь время от времени во время дождливых сезонов. Однако на противоположном берегу реки находятся бьющие из-под земли ключи, отмеченные тибетскими флажками.

Вверх по долине на расстоянии около 600 м от Бонпо Не находится еще один мегалитический комплекс. В формах одного из мегалитов можно увидеть образ Коня. Мегалит был явно обработан для придания такого удивительного образа. Морда коня направлена на юг, в сторону реки. Возможно, это самое древнее изображение коня, сделанное человеком…

Удивительный образ Коня, запечатленный в камне

Наше предположение состоит в том, что в долине реки Тамчок Кабаб Чу во времена палеолита проводились практики, связанные с Небесным Конем. И память об этом сохранилась до наших дней в названии этого места (Тамчок).

Мы уже не в первый раз встречаем ритуальные места в Тибете, связанные с Небесным Конем. Это и знаменитые мегалиты, в виде ушей лошади у озера Намцо, и комплекс в Намру. Видимо, в древности существовали особые практики, которые позволяли осуществлять связь, возможно, с представителями различных цивилизаций…

Интересное внутреннее восприятие было у одной из участниц нашей экспедиции: уши лошади – олицетворяют возможность слышать, как нашу Землю, так и все Мироздание. Было ощущение проникновения сквозь время и видение тех возможностей, которыми обладали в те времена люди, особенно ведающие женщины. Они буквально слышали природу, слышали звучание своих детей, и если ребенок заболевал, то больной орган издавал фальшивый звук, и мать по этому звуку определяла, что у ребенка болит. Но помимо житейский вопросов они слышали Мироздание – это потрясающая музыка сфер позволяла им знать, что происходит в любой точке Вселенной. Такими возможностями, конечно, обладал не каждый и обучали им в определенных местах. Так Тамчок Кабаб – был одним из таких мест обучения…

Изображение коня можно встретить на тибетских молитвенных флажках лунг-та, конь-ветер. Согласно тибетской традиции, лунг-та возникла в добуддийские времена.  В буквальном переводе тибетское слово лунг-та (тиб. rlung rta) означает «ветер-конь». Ветер – это наша внутренняя энергия, наша жизненная сила, основа жизнедеятельности, способности достигать поставленных перед собой целей.

Как и любой другой буддийский символ, ветер-конь имеет несколько значений, каждое из которых определяется глубиной восприятия реальности.

На внешнем уровне ветер-конь – это мистическое животное, пришедшее к нам из добуддийских времён из тибетско-китайской астрологии. Оно сочетает в себе силу коня и скорость ветра, и переносит молитвы людей с земного уровня на небеса. Конь – самое прекрасное создание, которое можно встретить в Тибете. Он совмещает силу, скорость, красоту, внутреннее благородство и сердечность. Преодолевая пространство,  копыта коней издают звуки подобные грому, идущему с небес. И поэтому не требуется богатого воображения, чтобы представить их летящими. Летящие по небу скакуны в большом количестве встречаются в мировой литературе, в том числе и в тибетском эпосе «Гесэр Линга», где конь Гесэра, подобно Пегасу, мог переносить своего наездника по небу, словно ветер. Самым большим количеством ассоциаций с ветром наделили коня именно тибетцы.

На внутреннем уровне лунг-та символизирует позитивную энергию, жизненную силу, удачу. Энергия лунг-та не только увеличивает жизненную силу человека, но и формирует возможности, позволяющие завершить его начинания наилучшим способом. Если энергия лунг-та ослабевает, на жизненном пути человека постоянно возникают трудности и препятствия. Если она усиливается, возможности в его жизни возникают в изобилии. Это одновременно и средство борьбы с неудачей, и средство достижения просветления. Развешивание молитвенных флагов лунг-та позволяет накопить заслуги и укрепить свою жизненную силу, это один из лучших способов увеличения и собственной энергии лунг-та, и энергии всех живых существ, которым благословение может быть передано при помощи ветра.

На более глубоком уровне лунг-та и четыре достоинства (качества, символически отображённые при помощи мистических животных, окружающих ветер-коня на флагах) символизируют игру пяти элементов мироздания, из которых составлены все явления внешнего мира. Лунг-та символизирует пространство – действительную основу всего проявленного, тигр символизирует ветер, снежный лев – землю, дракон – воду, а гаруда – огонь.
На самом глубоком уровне лунг-та символизирует внутренний ветер тела или тончайшую энергию, на которую опирается и от которой зависит наш ум. Его состояние – внимательность, сосредоточенность и стабильность или, напротив, рассеянность, возбуждённость и метание от объекта к объекту – напрямую зависит от состояния его скакуна – энергии лунг (тиб. rlung – ветер). Именно поэтому эта энергия называется ветер-конь.

Лунг – «ветер» или «тончайшая энергия», которая, собственно, и задает направление, которому следует наш ум. Именно под воздействием внутреннего ветра мысли возникают в нашем уме, мы осознаём их, реагируем на них, совершаем поступки и творим свою карму. Ветер-конь, верхом на котором, подобно всаднику на коне, скачет наш ум, определяет направление, в котором развиваются наши мысли.

Лунг-та, по сути, определяет состояние нашего концептуального ума (тиб. sems). Если эта энергия ослаблена, разбалансирована, мы не способны сосредоточиться, собраться, любое событие становится проблемой, наша способность достигать прогресса в земных или духовных делах резко снижается. Основные признаки такого состояния – плохое самочувствие, быстрая утомляемость и подверженность заболеваниям – очень распространённые симптомы нашего времени. Ум затуманивается, его способности притупляются, мы ощущаем неудовлетворённость и чувствуем себя несчастными. Если лунг-та нестабильна, если её сила постоянно колеблется, наша мотивация постоянно изменяется и результат нашей активности почти всегда противоположен нашим намерениям и ожиданиям. Если лунг-та сбалансирована, она усиливается и тогда даже те негативные тенденции, что вели нас к созданию недобродетельной кармы – обыденные мысли, обусловленные пятью видами ядов: привязанностью, гневом, невежеством, завистью и гордостью – могут быть трансформированы в своё позитивное проявление. Они возникают в своей истинной природе в виде пяти аспектов абсолютной мудрости.

Географический исток Тамчок Кабаб

Участники экспедиции совершили восхождение к леднику Тамчок Кабаб Кангри. Из этого места и начинается Тамчок Цангпо. Ледник на высоте 5 240 м (GPS 30°15’42.30″С, 82° 8’58.93″В) и дает начало постоянному водотоку этому второму по значимости притоку великой реки!

 
Отметим, что площадь ледников в этом регионе, определенная по спутниковым изображениям, следующая: ледник Чема Юнгдрунг — 17 кв км, ледник Тамчок Кабаб — 9 кв км, третий ледник — 6 кв км.

Источник: Веб-сайт «Феномен Кайласа».

Запись опубликована в рубрике Библиотека, Наука и неведомое, Новости, экспедиции с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий