Резолюция Международной научно-общественной конференции «Философия космической реальности и новое научное мышление. К 100-летию создания Живой Этики»


9–10 октября 2020 года в Москве прошла Международная научно-общественная конференция «Философия космической реальности и новое научное мышление: к 100-летию Живой Этики».

Организатор конференции – Международный Центр Рерихов.

Соорганизаторы: Институт научной информации по общественным наукам РАН, Кыргызско-Российский Славянский университет (Киргизия), Исследовательский центр имени Рапояна Хагхигхата (MPRH Institute, Иран), Российская академия естественных наук, проблемная группа «Русский космизм» Российского философского общества, Международная ассоциация фондов мира, Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих, Международный комитет по сохранению наследия Рерихов, Международный Совет рериховских организаций имени С.Н.Рериха.

Информационная поддержка: журнал «Культура и время», газета «Содружество», Межрегиональный информационно-аналитический центр (МИА-Центр), информационный портал «Адамант», газета «Свет Утренней Звезды».

В работе конференции приняли участие 420 человек из 17 стран, представители культурной общественности из регионов России, ученые и культурные деятели из России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Азербайджана, Болгарии, Эстонии, Латвии, Литвы, Финляндии, Германии, Австрии, Испании, Индии.

С приветствиями к участникам конференции обратились: президент Международного Центра Рерихов, художественный руководитель Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д.Шостаковича, главный дирижер Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра филармонии Ю.Х.Темирканов, а также представители культурной и научной общественности Москвы, Санкт-Петербурга и других городов.

В рамках конференции состоялась премьера документального фильма «“Анастасия” – значит “возрождение”» (реж. В.Шатин), приуроченного к 85-летию подписания Пакта Рериха и посвященного истории часовни Св. Анастасии с росписями Н.К.Рериха в Пскове.

На конференции с докладами выступили 5 докторов наук, 13 кандидатов наук, 2 магистра наук и 2 аспиранта. Среди выступавших: доктор философских наук, кандидат географических наук О.А.Лавренова, доктора философских наук В.В.Фролов, А.Ю.Шелковников, доктор экономических наук, кандидат технических наук В.П.Ануфриев, доктор экономических наук В.А.Чернов, кандидаты философских наук Т.С.Расулова, Г.Б.Святохина, П.Д.Абрамов, Г.Г.Пантелеева, кандидат культурологии И.Ю.Дьяченко, кандидат философских наук, кандидат педагогических наук А.А.Лебеденко, кандидат искусствоведения Е.С.Кулакова, кандидаты филологических наук С.С.Царегородцева, В.Л.Пирогов, кандидат педагогических наук Л.В.Хоменок, кандидаты исторических наук Л.С.Решетникова, Е.В.Троянова, кандидат экономических наук И.И.Легкоступ, магистр искусств Е.А.Щусь, магистр права Л.Штробль, аспиранты М.Куцарова, Л.А.Кожемякина.

В 2020 году исполняется 100 лет с начала создания Живой Этики – философского учения, в котором рассматриваются закономерности и перспективы эволюции человечества как части Космоса. Глубинная связь человека и вселенной запечатлена в многочисленных памятниках истории и культуры, которые принадлежат разным народам и сохранились на разных континентах. Гуманизация человечества, торжество культуры, гармоничное развитие цивилизации всегда были обусловлены этой незримой и крепкой связью, которая способствовала кристаллизации духовного опыта человека, реализующего его в земных условиях.

В ХХ веке человечество подошло к новому этапу своего космического пути. В начале века творили мыслители-космисты, которые открывали людям новые горизонты знания. В это же время в культурное пространство планеты вошла Живая Этика, философско-этическое учение, которое в новых аспектах раскрывает понимание Космической реальности, ее особенностей, связанных с нынешним этапом эволюции человечества, способствует формированию нового космического сознания и мышления.

Живая Этика занимает особое место среди других философских учений и систем познания, поскольку в ней синтезированы высшие достижения восточной и западной научной мысли, мировоззренческие основы русского космизма, обобщен мировой опыт философского, художественного, научного и духовного познания мира. Но не только это выделяет Живую Этику среди других учений и мировоззренческих систем. В этом философском учении этика рассматривается как одна из важнейших категорий духовного Космоса, которая в нашем земном мире должна выступать формообразующим принципом бытия человека и общества, регулятором социальных, экономических и политических отношений.

Созданная Е.И. и Н.К. Рерихами в сотрудничестве с Учителями Востока философская система Живой Этики утверждает культуру человека как главное условие его космической эволюции и силу, творящую Человека. Культура, как «почитание Света», через искусство, философию, науку и религию предстает не только основой развития современной цивилизации, но и фундаментом взаимодействия микрокосма и макрокосма на новом уровне и на новых принципах – деятельного сотрудничества, общего блага и возвышенной красоты.

Творческое наследие семьи Рерихов – научное, философское, художественное, литературное, эпистолярное, а также вся их культурно-просветительская и общественная деятельность пронизаны этими идеями. Они нашли свое отражение в результатах экспедиций Н.К.Рериха в Центральную Азию (1923–1928, 1934–1935), в международной деятельности Гималайского института научных исследований «Урусвати», основанного Рерихами в Индии в 1928 г., в положениях Пакта Рериха – «Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», подписанного в 1935 г. странами американского континента и открытого для подписания всеми странами мира. Сохранение мирового культурного наследия во время войн и в мирное время под знаком Пакта Рериха и Знамени Мира стало важным принципом международного права в области культуры. Основополагающая философская идея Пакта – Мир через Культуру – является универсальным принципом в построении прочного мира на Земле на основе уважения общечеловеческих ценностей, взаимопонимания, культурного сотрудничества между народами, ибо Культура определяет нравственное содержание жизни человека и духовную мощь государства.

Энергетическое мировоззрение Живой Этики несет знания о Высших мирах, о единой всеначальной энергии, пронизывающей Сущее, о космических закономерностях мироздания. Применение этих идей на благо и процветание человечества – огромное поле деятельности для будущих поколений, сознание которых уже будет соответствовать этой важной эволюционной задаче. Тем не менее возможность лучшего будущего в большей степени зависит и от современного человека, его знаний и труда, качества его мышления, высоты сознания, творческих достижений, нравственных и духовных стремлений. Особое внимание в этом плане необходимо уделить воспитанию и образованию подрастающего поколения.

Философия Живой Этики содержит в себе ключи к осмыслению сложнейших явлений и процессов, происходящих в Мироздании и во внутреннем мире человека. Ее идеи, осмысленные современной наукой, дают возможность качественного обновления научной картины мира. Познавательный потенциал Живой Этики реализуется через науку, поскольку все процессы в мироздании могут быть научно исследованы с учетом методов духовного познания, которые вырабатывались в течение тысячелетий и продолжают совершенствоваться. В современном мире Живая Этика приобретает огромное значение для развития гуманитарного и естественнонаучного знания, для решения задач, связанных с пониманием высокого предназначения Человека-творца, а не разрушителя.

Первостепенное значение для осмысления и применения идей Живой Этики в научном пространстве имеют труды семьи Рерихов и основателя современной научной школы в рериховедении Л.В.Шапошниковой.

Уже более сорока лет создаются научные монографии и защищаются диссертации по творческому наследию семьи Рерихов, что свидетельствует о научном интересе к философской системе Живой Этики. В ряде государственных университетов и других высших учебных заведений России, стран СНГ, Балтии, Западной Европы, Индии проводятся конференции, разрабатывающие проблемы изучения художественного, научного и философского наследия Рерихов и, в частности, вопросы, связанные с новой теорией познания и применением идей Живой Этики в научных исследованиях.

В докладах участников конференции были обозначены актуальные проблемы, которые требуют своего дальнейшего осмысления, а именно:

– необходимость продолжения исследований философской системы Живой Этики для развития нового космического мышления и новой системы познания;

– соотнесение методологии и методов, предложенных в системе познания Живой Этики и систематизированных Л.В.Шапошниковой, с методами современной науки;

– необходимость изучения художественного и научного наследия семьи Рерихов, их международной общественно-культурной деятельности с применением новой методологии исследований на основе философских идей Живой Этики;

– изучение Живой Этики как философского основания Пакта Рериха и Знамени Мира;

– осмысление роли культуры в социуме в свете процессов космической эволюции как основы нравственного и духовного развития человека, влияющей на весь эволюционный процесс;

– признание определяющего значения для развития гражданского общества общественных форм культуры, примером которой является в современной России деятельность общественного Музея имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов;

– актуальность подходов и методов, использованных в работе Гималайского Института научных исследований «Урусвати», созданного Рерихами в Индии, обсуждение возможностей его возрождения в соответствии с целями и задачами, заложенными его основателями, как форпоста новой синтетической науки, примера междисциплинарных исследований и широкого международного сотрудничества, основанного на принципах Живой Этики.

Конференция постановляет:

1. Продолжить исследования по разработке концептуальных положений Учения Живой Этики и новой научной методологии, соответствующей космическому мышлению и новой системе познания, основанной на взаимодействии Космоса, природы, человека и общества. Организовать для этой цели в Объединенном научном центре проблем космического мышления цикл научных семинаров по темам, созвучным Живой Этике, с заинтересованными учеными из академических институтов и высших учебных заведений.

2. Международному Центру Рерихов организовать мониторинг работ по темам Живой Этики и русского космизма и в разработке этих тем расширять сотрудничество с учеными и научными организациями.

3. Подготовить и издать Международным Центром Рерихов сборник докладов настоящей конференции и сборник статей «Живая Этика и наука» (том 3), опубликовать книгу Л.В.Шапошниковой «Философия Космической реальности».

4. Продолжить публикацию архивных материалов, связанных с научной, художественной и культурно-просветительской деятельностью семьи Рерихов и Л.В.Шапошниковой.

5. Решительно выступать против клеветы и домыслов в адрес Е.И.Рерих, членов семьи Рерихов и Л.В.Шапошниковой. Призвать неравнодушную общественность, представителей научного сообщества, деятелей культуры, интересующихся философией Живой Этики, выступать против нарушения воли и авторских прав Е.И.Рерих в отношении незаконной публикации ее Дневников, что осуществило руководство Государственного музея Востока и Министерства культуры.

6. Рекомендовать научной общественности для популяризации философии Живой Этики использовать новые технические средства (создание видеопрограмм и их размещение в интернет-пространстве).

7. Добиваться восстановления в полном объеме деятельности общественного Музея имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов, основанного С.Н.Рерихом, который является уникальным культурно-просветительским центром международного плана, задачами которого являются популяризация, изучение и сохранение философского, научного и художественного наследия семьи Рерихов.

8. Широко популяризировать миротворческие идеи Пакта Рериха и Знамени Мира, содействовать выставочным проектам Международного Центра Рерихов «Пакт Рериха. История и современность» и «Пакт Рериха – Мир через Культуру».

9. Изучать многолетний научный опыт и принципы международного сотрудничества, заложенные семьей Рерихов в деятельность Гималайского института научных исследований «Урусвати», осмысливать значение этого института для развития нового научного мышления.

10. Рекомендовать Межрегиональному информационно-аналитическому центру (МИА-Центру) продолжить работу по наполнению интернет-пространства (электронные библиотеки) работами современных ученых по темам Живой Этики и нового космического мышления, проводить мониторинг интернет-пространства с целью выявления публикаций, искажающих факты жизни и творчества семьи Рерихов и положения философии Живой Этики. В случаях обнаружения таких публикаций информировать об этом научную общественность с целью принятия необходимых мер (публикации опровержений).

11. Выразить благодарность Международному Центру Рерихов, Институту научной информации по общественным наукам РАН, Кыргызско-Российскому Славянскому университету (Киргизия), Исследовательскому центру имени Рапояна Хагхигхата (MPRH Institute, Иран), Российской академии естественных наук, проблемной группе «Русский космизм» Российского философского общества, Международной ассоциации фондов мира, Благотворительному Фонду имени Е.И.Рерих, Международному комитету по сохранению наследия Рерихов, Международному Совету рериховских организаций имени С.Н.Рериха за организацию и поддержку конференции, а также выразить благодарность представителям международной и российской культурной общественности за оказываемую МЦР помощь, в том числе при проведении научных мероприятий.

12. Выразить благодарность Благотворительному Фонду имени Е.И.Рерих и создателям документального фильма «“Анастасия” – значит “возрождение”» (реж. В.Шатин), посвященного истории часовни Св. Анастасии с росписями Н.К.Рериха в Пскове. Предложить участникам конференции содействовать широкому распространению кинокартины.

10 октября 2020 года
Источник: сайт МЦР.

Запись опубликована в рубрике Конференции, Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий