У сердца найден собственный маленький «мозг»

“Можно думать мозгом или сердцем. Может быть, было время, когда люди забывали о работе сердца, но сейчас время сердца, и мы должны сосредоточить наши стремления по этому направлению. Так, не освобождая мозг от труда, мы готовы признать сердце двигателем. Люди измыслили о сердце множество ограничений. Дела сердечные понимаются узко и даже не всегда чисто. Мы должны ввести в сферу сердца весь мир, ибо сердце есть микрокосм Сущего. Кто не вдохновится великим понятием сердца, тот умалит свое собственное значение. Мы заповедуем не раздражаться, но лишь величие сердца спасет от яда раздражения. Мы говорим о вмещении, но где же океан вмещающий, кроме сердца? Мы вспоминаем о дальних мирах, но не мозг, а сердце может помнить о Беспредельности. Так не умалим то, что дано нам как вместилище Благодати”. (Живая Этика. Сердце.277)

У сердца есть свой собственный «мозг» — внутрисердечная нервная система, подробную карту которой составили ученые.

Фото: S. Achanta et al / iScience
Чтобы составить карту «мозга» сердца, биолог Джеймс Швабер из Университета Томаса Джефферсона в Филадельфии и его коллеги применили метод сканирующей микроскопии, создав детальные снимки анатомии сердца крыс и встроив полученные изображения в трехмерную модель сердца. Нейроны сердца были также разделены на отдельные группы.
Большинство нейронных скоплений находятся в верхней части сердца, где в него входят и выходят кровеносные сосуды. Некоторые скопления простираются по задней части сердца и с его левой стороны. Возможно, у всех этих нейронов разные назначения и задачи.
Как заявили ученые, трехмерная карта «маленького мозга» сердца может привести к появлению нового вида терапии, в ходе которой которая можно будет лечить или предотвращать различные болезни сердца.

Источник: news.rambler.ru

Брейден Грег в своей книге  “Эволюция и подсознание. Как наше прошлое определяет будущее. Человек – дитя вселенной”) привел дополнительную информацию об открытии  “маленького мозга” в сердце.

Ниже приведен фрагмент из его книги.

«Маленький мозг» в сердце

“В 1991 г. журнал Neurocardiology опубликовал сообщение об открытии, положившем конец затянувшейся полемике о сердце как простом насосе. По самому названию журнала мы можем догадаться об открытии значительных связей между сердцем и мозгом, которые не признавались в прошлом. Группа ученых под руководством доктора Эндрю Армора из Монреальского университета изучила глубинные связи между сердцем и мозгом и обнаружила около 40 тысяч специализированных нейронов или сенсорных нейритов – форм коммуникационной сети в сердце [13].

Я должен пояснить, что термин нейрон обозначает особую клетку, которая может возбуждаться (электрически стимулироваться) и при этом обмениваться информацией с другими клетками тела. Огромное количество нейронов сосредоточено в головном мозге и вдоль спинного мозга, но открытие этих клеток в сердце и других органах, пусть и в меньших количествах, дает нам новое представление о глубоком уровне связей в нашем организме.

Нейриты – это крошечные выступы из главного тела нейрона, служащие для осуществления различных функций. Некоторые из них переносят информацию от нейрона и предназначены для связи с другими клетками, в то время как другие получают сигналы от многих источников и переносят их к нейрону. Значение самого открытия в том, что нейриты в нашем сердце выполняют во многом те же функции, что и нейриты в мозге [14].

Попросту говоря, Армор и его команда обнаружили маленький мозг в сердце, а также особые нейриты, благодаря которым этот маленький мозг действует. В своем докладе они сообщили, что «мозг сердца представляет собой сложную сеть нервов, нейротрансмиттеров, белков и поддерживающих клеток, схожих с теми, которые обнаружены и в настоящем мозге» [15].

Ключ 17. Открытие 40 тысяч сенсорных нейритов в человеческом сердце открывает огромные возможности, аналогичные некоторым из наиболее древних и почитаемых духовных преданий.

Ключевая роль сердечного мозга состоит в обнаружении изменений в гормонах и других химических веществах и передаче этих изменений в мозг согласно нашим потребностям.

Мозг сердца при этом переводит язык тела – эмоции – на электрический язык нервной системы, который понятен мозгу. Кодированные сообщения сердца докладывают мозгу, когда, например, нам требуется больше адреналина при стрессе, или когда можно вырабатывать меньше адреналина и сосредоточиться на росте иммунной защиты.

Сегодня наличие маленького мозга в сердце признано исследователями, и стала понятна роль, которую он выполняет в ряде физических и метафизических функций. Эти функции включают в себя следующее.

• Прямую связь сердца с сенсорными нейритами в других органах тела.

• Сердечную мудрость, известную, как сердечный интеллект.

• Преднамеренно вызванные состояния глубокой интуиции.

• Преднамеренно вызванные способности к ясновидению.

• Механизм преднамеренного самоисцеления.

• Пробуждение сверхспособности к обучению.

• И многое другое.

Было обнаружено, что маленький мозг сердца функционирует двумя разными, но взаимосвязанными способами. Он может действовать:

• независимо от головного мозга: думать, учиться, помнить и даже ощущать наш внутренний и внешний мир на личном уровне [16];

• в гармонии с головным мозгом, чтобы обеспечить превосходство единой, мощной нейронной сети, связующей два отдельных органа [17].

Открытие Армора способно навсегда изменить наши представления о себе. Это придает новый смысл тому, что скрыто в наших телах и что мы можем достичь в своей жизни. По его же словам: «Недавно мы поняли, что между сердцем и мозгом есть сложная двусторонняя связь, при этом каждый из этих органов может выполнять функцию другого» [18].

Новая наука нейрокардиология в настоящее время уже начинает оспаривать общепринятые убеждения об интуиции, предвидении и самоисцелении. Это особенно заметно, если рассматривать принципиальные представления самых древних и заветных духовных традиций. Почти повсеместно эти исторические учения свидетельствуют о понимании непосредственного влияния сердца на наши личностные качества, повседневные решения и умения делать нравственный выбор – для различения правильного и ложного.

Основатель древнего египетского монастыря, носящего его же имя, коптский христианский святой Макарий, так описал эти возможности:

Само по себе сердце – лишь небольшой сосуд, но в нем есть драконы и есть львы, и есть ядовитые звери и все сокровища нечестивые; и есть трудные и неровные пути, есть и пропасти; но есть там также и Бог, и ангелы, и есть там жизнь и царствие, есть там свет и апостолы, есть небесные города, есть там и сокровища, есть там все вещи [19].

Ко «всем вещам», описанным святым Макарием, мы должны сегодня причислить и новые открытия, которые свидетельствуют о способности наших сердец запоминать события нашей жизни, даже когда оно находится в теле другого человека”.

Примечание:
13. J. Andrew Armour. Neurocardiology: Anatomical andFunctional Principles, HeartMath Research Center, Institute of HeartMath, eBook (2003).

14. Там же.

15. Там же.

16. Там же.

17. Техника Quick Coherence® для взрослых. Доступно по адресу: https://www.heartmath.org/resources/heartmath-tools/ quick-coherence – technique-for-adult.

18. Armour. Neurocardiology.

19. «Пятьдесят духовных проповедей святого Макария египтянина: Проповедь 43: 7», e-Catholic 2000 (accessed March 22, 2017). Доступно по адресу: http://www.ecatholic2000.com/macarius/untitled-46.shtml#_Toc385610658.

Брейден Грегг. Эволюция и подсознание. Как наше прошлое определяет будущее
М.: Эксмо, 2018. — 300 с.
Книга оспаривает теорию Дарвина и предлагает другой ответ на вопрос происхождения человека: «Как мы стали теми, кто мы есть?» По мнению автора, ответ важен для повседневной жизни каждого человека: он определяет фильтр, через который мы смотрим на других людей, окружающий мир и, главное, самих себя.
Книга включает богатый исследовательский и документальный материал, реальные истории из жизни и показывает, чего можно достичь, если перешагнуть традиционные границы между наукой и духовностью.
Грегг Брейден – исследователь, который сплетает современную науку и древнюю мудрость в реальные решения. Он был пятикратно отмечен New York Times как автор бестселлеров. Брейден всемирно известен как новатор в области связи науки, духовности, проводит свои тренинги в ООН и других ведущих организациях мира.

Запись опубликована в рубрике Библиотека, Новости науки, Сердцеведение. Добавьте в закладки постоянную ссылку.