…
УДК 159.955
Иойлева Галина Валентиновна
кандидат философских наук, доцент, старший научный сотрудник Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова
МЫШЛЕНИЕ (ДИНАМИКА МЫСЛИ) КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ФУНДАМЕНТ СОЗНАНИЯ
Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Иойлева Галина Валентиновна
В статье проанализирована и обоснована специфика взаимоотношения, взаимовлияния мыслительных процессов на сознание личности. Аргументировано, что реальный мыслительный процесс связан со всей психической жизнью индивида. Начальной фазой мыслительного процесса признано отчетливое осознание проблемной ситуации (постановка проблемы). Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления. Именно с помощью его формируется новая мысленная репрезентация. Это происходит путем преобразования информации, достигаемого в сложном взаимодействии мысленных атрибутов суждения, абстрагирования, рассуждения, воображения и решения задач. Мыслительный процесс обеспечивает человеку в качестве своего продукта новое знание или новый способ действия.
Мыслительный процесс – движение мысли. Само движение мысли состоит в развитии познавательного образа, в движении от незнания к знанию, то есть знания – основа любых мыслительных операций. Последние отличаются языкоречевыми, понятийно-логическими и наглядно-образными свойствами.
Образное, или визуальное, мышление – это средство формирования замысла, идеи, гипотезы, схемы перехода к новому образу [1, с. 416]. Ясно, что не только отвлеченное значение слова, но и наглядный образ может быть носителем смыслового содержания и выполнять более или менее значительные функции в мыслительном процессе, потому что образ является не замкнутой в себе данностью сознания, а семантическим образованием, обозначающим предмет и отражающим предметные отношения. Включаясь в мыслительный процесс и выполняя в нем семантические функции, образ сам интеллектуализируется. Конечным этапом интеллектуализации образа, которая делает его наглядным выражением мысли, является переход от вещного представления к схеме. Мы не всегда мыслим в развернутых словесных формулировках, мысль иногда опережает слово. Мы мысленно оперируем на основе некоторой схемы, которая антиципирует, предвосхищает в нашем сознании еще не развернутую систему мыслей. Поэтому течение мысли не задерживается: при быстром мышлении мы обычно мыслим именно так [2, с. 320].
Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять [3, с. 332]. Начало мышления находится в каком-то затруднении, смущении или сомнении [4, с. 21]. Мыслительные операции по выбору альтернативы составляют суть функциональных назначений понятия, проблемы, а проблемность мышления считается одним из его самых специфических признаков.
В процессе решения проблем обычно выделяют четыре этапа: подготовку, инкубацию, озарение и разработку. Чаще всего при этом используются стратегии мышления, основанные на рациональном переборе или, еще лучше, на систематическом переборе [5, с. 398]. И правильно, наверное, когда компетентность личностей определяется как уровень успешности решения проблемных ситуаций профессиональной деятельности. Она представляет собой интегративное новообразование психики, развивающееся в процессе профессионализации субъекта деятельности. То есть единицей анализа компетентности является решение проблемной ситуации.
Течение мыслительного процесса определяется соотношением между задачей или установкой на ее разрешение и теми интеллектуальными операциями, которые она актуализует. Весь процесс мышления в целом представляется сознательно регулируемой операцией. Мыслит не «чистая» мысль, а живой человек, поэтому в акт мысли в той или иной мере включается и чувство. Органы чувств – это единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание. Нередко случается, что мышление подчиняется «логике чувств», и мыслительный процесс, теряя свое познавательное значение, сводится к использованию формальных логических операций для оправдания перед мыслью положений, которые установлены помимо нее, будучи продиктованы чувством. Мысль, заостренная чувством, глубже проникает в свой предмет, чем «объективная», равнодушная, безразличная мысль [6, с. 318]. Несомненно, что сознание человека определяется на основе верного понимания разума как особой сферы деятельности мышления. Но для осознания данной несомненности следует понять и другую, простую до тривиальности мысль: сознание всегда есть единство мышления и чувственности [7]. Перцепция и мышление выполняют в составе сознания функции получения и преобразования когнитивной информации, в том числе и творческие функции по производству новых знаний. Конечно, выполнение перцептивных и мыслительных функций сознания может быть успешным тогда, когда информация и знания оцениваются и отбираются человеком. Функции оценки и выбора принимают на себя эмоции.
Мы знаем, что сознание – это система, создающая модели. Действие информационной системы нашего сознания основано на формировании моделей и распознавании их. Информация, что поступает в наш мозг, вызывает реакцию нервных клеток, образующих регистрирующую или запоминающую поверхность. Таким образом, сознание формирует особую среду, в которой информация может стать самоорганизующейся. Наш мыслительный аппарат – система самоорганизующейся информации. Он высокоэффективен. Функционируя, преобразует все, что его окружает, в некие стереотипы или модели. Система моделей – очень эффективный способ обработки информации. Человек набирает информации столько, сколько ее необходимо для определения закодированной модели, к которой он затем и обращается. Продуктивность данной системы неоспорима. Но недостаток заключается в том, что крайне трудно перестраивать их самих (модели и стереотипы), чтобы иметь возможность на них влиять.
В целом мыслительный аппарат способен создавать модели устойчивых понятий. Когда мы используем их постоянно, они внедряются в наше сознание. Здесь подключается как латеральное, так и вертикальное мышление. Латеральное мышление, так же как и мышление логическое (вертикальное), – это вполне конкретный способ применения собственного мыслительного аппарата. Латеральное мышление есть процесс обработки информации для развития творческих способностей и интуиции. Последняя помогает нам изменять стереотипы и модели. Логическое мышление существует для просеивания информации. Цель латерального мышления -генерация идей. Оно напрямую связано с творческим мышлением. Но итог творческого мышления – описание конечного результата. А латеральное мышление – это описание процесса (осмысления самой «механики»). Результатом можно только восхищаться, а процесс возможно научиться применять на практике. В итоге можно отметить, что для латерального мышления характерна созидательность, для вертикального – избирательность. Латеральное мышление (при осмыслении и использовании приемов) становится установкой сознания. В мышлении как деятельности выступает не только закономерность его процессуального течения как мышления (анализа, синтеза, обобщения и т. д.), но и личностно-мотивационный план, общий у мышления со всякой человеческой деятельностью. Лишь по ходу мышления как процесса формируются все новые мотивы познавательной деятельности и другие личностные свойства мыслящего субъекта (его способности). И наоборот: мышление как процесс функционирует и развивается только на основе формирующихся в нем мотивов и способностей человека. Ведь не только интеллектуальные операции, но и мотивация мышления формируется в этом процессе, они не привносятся в него извне уже в законченном виде.
По мнению Р. Солсо (1996), мышление когнитивно, то есть происходит «внутренне», в уме, но о нем судят по поведению. По нашему мнению, мышление – это процесс, при котором в когнитивной системе происходит некоторая манипуляция знаниями. Мышление направленно, и его результаты проявляются в поведении, которое «решает» некоторую проблему или нацелено на ее решение. Происходит объединение прошлых воспоминаний с текущей информацией и изменение своего знания ситуации. Иногда «…вследствие избытка информации в сознании человека происходит “раздвоение”, так как человек не в силах адекватно воспринимать весь объем информации» [8].
Таким образом, континуум деятельности человека и мыслительных операций, в которых с помощью системы знаков происходит преобразование информации и совершается предметная деятельность, обязательно должен быть дискретным. Рассмотрение взаимосвязи дискретного и континуального, на наш взгляд, в какой-то степени продвигает дальше исследования в объяснении творческой природы самого процесса мышления. Весь континуум предметной и мыслительной деятельности, согласно мнению К.В. Судакова, может быть разделен на системные фрагменты, или «кванты», каждый из которых формируется той или иной потребностью индивида и завершается различной степенью ее удовлетворения. Системные «кванты» предметной и мыслительной деятельности включают в себя формирование соответствующей потребности, возникновение на ее основе доминирующей мотивации, целенаправленную деятельность (в том числе и мыслительную) по удовлетворению данной потребности, этапные и конечные результаты деятельности и их постоянную оценку индивидом за счет обратной контролирующей афферентации [9, с. 47].
Мыслить – это значит вырабатывать образы общих свойств предметов и оперировать этими образами. В реальной действительности и в мысли имеется общее. По своему содержанию мысль не должна разъединять то, что соединено, и соединять то, что разъединено в реальном мире. По своему способу существования мысль не может повторять объект, поскольку она фиксирует общее, а объект, наоборот, есть единство общего с единичным. Поэтому естественно, что в мышлении общее отделяется от единичного, такова его природа. Для того чтобы общее могло существовать в мышлении как отдельное от единичного, необходима абстрагирующая деятельность, то есть отвлечение [10, с. 8]. Благодаря новым сложным формам представления объекта усложняются также формы мыслительного оперирования тем или иным теоретическим материалом.
Мышление, как и любая другая рациональная деятельность, требует реконструкции непосредственно существующего, «фактического» сознания и творческого создания собственных принципов, обеспечивающих трансиндивидуальность и единство субъекта. Не существуя вне человеческой деятельности, разум обусловливает особую форму ее организации, конкретные же формы рациональной деятельности и ее исторически определенные результаты можно рассматривать как его кристаллизации [11, с. 19]. Мышление в полном смысле слова включается на достаточно глубоких слоях сознания, на поверхность отбрасывается лишь тень [12]. То есть прежде всего мысль, мышление обладают идеальной природой. У мышления есть особенная способность – давать себе самому существование. Мысли существуют именно в сознании и без сознания невозможны, они, собственно, и есть одна из форм проявления сознания.
Резюмируя вышеизложенное, можем сделать вывод, что реальный мыслительный процесс, сохраняя специфику мышления, существенно, качественно отличающую его от всех других психических процессов, вместе с тем всегда «вплетен» в общую целостную психическую жизнь индивида, реально дан в связи и взаимопроникновении со всеми сторонами психической деятельности – с потребностями и чувствами, с волевой активностью и целеустремленностью, с мо-тивационной сферой, с наглядными образами-представлениями и со словесной формой речи. Мышление индивидов как процесс представляется нам в причинной зависимости результатов мыслительного процесса от его условий. Процесс мышления и его результаты взаимосвязаны. Соотношение процесса и его результатов изменяется в ходе процесса из-за изменяющегося соотношения анализа и обобщения. Результаты мыслительной деятельности – понятия, знания, обобщения – сами включаются в процесс мышления и, обогащая его, обусловливают его дальнейшее развитие, формируя определенный тип сознания (осознавания).
Ссылки:
1. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996. 600 с.
2. Там же. С. 320.
3. Там же. С. 332.
4. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. М., 1997. 208 с.
5. Годфруа Ж. Что такое психология : в 2 т. М., 1992. Т. 1. 376 с.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999. 720 с.
7. Роднов Л.Н. Разум и нравственность в единстве сознания // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 1996. № 4. С. 18.
8. Черникова В.Е. Манипуляция массовым сознанием как феномен информационного общества [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. 2015. № 3. URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2015/3/philos-ophy/chernikova.pdf (дата обращения: 04.03.2015)
9. Пратусевич Ю.М. Системный анализ процесса мышления. М., 1989. 336 с.
10. Ломов Б.Ф. Вербальное кодирование в познавательных процессах. М., 1986. 128 с.
11. Алексеева Е.А. Рациональность и сознание. Минск, 1991. 93 с.
12. Зуй М.И. Социология – мифология – философия // Социс. 1996. № 12. С. 14.
myshlenie-dinamika-mysli-kak-osnovopolagayuschiy-fundament-soznaniya /PDF/
Журнал Теория и практика общественного развития (2015, № 9)
ВАК
.