…
Парапсихология и психофизика. – 1992. – №6. – С.24-27.
Целительные способности духа
Составитель О.В.Орлова
Знахарство и целительство. Сомнамбулы, исцеляющие больных силой внушения, примыкают к широкому разряду лиц, известных под именем знахарей и целителей. Эти врачеватели лечат частью различными снадобьями, частью заговорами, частью одним прикосновением. Рассказы об успешных исцелениях, достигаемых такими средствами, общеизвестны. Прежде в успехах знахарей и целителей видели простую случайность; в настоящее время не может быть сомнений, что за исключением лечения снадобьями, которые могут иметь действительную силу – не забудем, что почти все травы и коренья, употребляемые современной фармакологией, взяты по указаниям народной медицины, – все остальные случаи могут быть объяснены на почве учений, примыкающих к теории гипнотизма и внушений. Сила заговора обоснована, очевидно, всецело внушениями. Относительно исцеления прикосновением мнения расходятся. На взгляд представителей физиологии и психологии объяснение следует искать во внушениях, на взгляд флюидистов – в животном магнетизме. Вопрос пока еще не может считаться решенным.
Знахарство и целительство так же старо, как и род человеческий. Его можно проследить по всей истории от древнейших времен и до наших дней. Впрочем оно до сих пор не привлекало к себе внимания исследователей, и потому сведения о нем совсем скудны. В былое время на знахарей смотрели как на сообщников дьявола и жгли их на кострах, притом по самым ничтожным причинам. Например, в “Молоте ведьм” Шпренгера, служившем общепринятым руководством для всех иезуитов и палачей, начиная со второй половины XVI века, указаны следующие четыре отличительных признака исцелений при помощи дьявола:
1) когда целители догадываются о неизвестной им причине болезни;
2) когда они лечат только от одной болезни или порчи,а не от всех;
3) когда при лечении делают оговорки, что при известных условиях не могут вылечить;
4) когда обставляют лечение суеверными церемониями.
Поэтому от большинства знахарей не осталось даже имени. Зато история сохранила довольно обстоятельные сведения о целителях, в которых народная вера усматривала дар Божий. Из таких целителей первое место, несомненно, занимают Грэтрэкс в XVII веке и Гасснер в XVIII веке.
Целитель Грэтрэкс. По происхождению ирландский дворянин, посвятивший юность военной службе, он получил (по собственным словам) в 1642 году откровение, что обладает даром лечить золотуху. Хотя его скромность от этого страдала, однако, повинуясь откровению, он решил притронуться к нескольким золотушным и их исцелил. Немного спустя в его провинции разразилась эпидемическая лихорадка. Грэтрэксу снова было откровение, что он может лечить и эту болезнь; он и на этот раз попытал свои силы и опять не без успеха. Затем одно откровение быстро следовало за другим. В апреле 1665 года внутренний голос ему возвестил, что он обладает даром исцелять раны, нарывы, водянку, конвульсии и пр. Успехи Грэтрэкса возбудили против него духовенство, которое запретило ему лечить, однако было уже поздно, так как слава о нем распространилась по всему королевству. Во всех областях, по которым он проходил, магистраты городов выходили к нему навстречу, прося его прикасаться к больным. Прикосновение было единственным способом его лечения.
“Наложением своей руки – свидетельствует один весьма почтенный очевидец, ученый епископ Жорж Рэст – он удалял боль, прогоняя ее в конечности. Действие было иногда очень быстрым, и я видел, как некоторые лица были исцелены словно волшебством… Эти исцеления не давали мне повода думать, чтобы в них было что-нибудь сверхъестественное. Не думал этого и он, и его способность исцелять доказывает, что здесь не было ни чуда, ни божественного действия. По-видимому, из его тела исходило болеутолительное и целебное влияние. Многие болезни уступали только повторным прикосновениям, некоторые и вовсе не поддавались его стараниям. Грэтрэкс думал, что способность, которой он обладает, – дар Божий. Он иногда сам удивлялся своей силе и доходил даже до того, что сомневался, не иллюзия ли это. Однако, в убеждении, что Бог явил к нему особую милость, он всецело себя посвятил исцелению больных”. Все свидетели сходятся в признании кротости, смирения, человеколюбия и совершенного бескорыстия Грэтрэкса.
Целитель Гасснер. Если Грэтрэкс старался сообщить больным дар Бога, то Гасснер (католический священник в Клэстерли, 1727-1799гг.) поставил себе задачу изгонять из них беса. Первый опыт он произвел на самом себе. Он был болен, и ему не могли помочь никакие врачи и никакие лекарства. Поэтому ему пришло на ум, что причина его упорной болезни должна быть сверхъестественной и что им овладел бес. На всякий случай он приказал именем Иисуса бесу выйти из его тела, и бес вышел. После этого Гасснер исцелился столь совершенно, что, по его уверению, не нуждался в течение шестнадцати лет ни в каком средстве, ни в духовном, ни в телесном.
Этот успех привел его в раздумье: исцеление всех болезней не есть ли следствие изгнания бесов? Ни ученые богословы, к которым он обращался за советом, ни толстые книги, в которых он рылся, не были, по-видимому, против этого мнения. Поэтому он остался при убеждении, что большая часть болезней порождается и поддерживается злым духом. Опыты Гасснера над больными его прихода были настолько успешными, что слава о нем быстро помчалась по всей Швабии, Швейцарии и Тиролю. Его призывали со всех сторон, и он должен был оставить свой маленький приход в Клэстерли, где ежегодно принимал от 400 до 500 больных. Он переходил с одного места на другое, повсюду исцеляя больных, и, наконец, поселился в Регенсбурге под покровительством епископа этого города. Здесь скопление больных было настолько велико, что, говорят, одно время около 10000 больных расположилось в палатках вокруг Регенсбурга.
В те времена разделение болезней на естественные и на бесовские наваждения было ходячим, и Гасснер, изгоняя бесов, остался верным обычаю, широко распространенному в средние века и в его время еще не совсем позабытому. Чтобы решить, к какому разряду принадлежит болезнь, Гасснер прибегал к предварительному заклинанию, которое должно было открыть бесовское присутствие, если оно было. Однако, вследствие лукавства злого духа, испытание иногда оставалось сомнительным. Тогда со всей силой одушевлявшей его веры Гасснер приказывал бесу обнаружить болезнь самыми жестокими припадками. Он заставлял беса производить у субъекта пляшущие, скачущие и плачущие кризисы, длившиеся до тех пор, пока заклинатель не изгонял беса. После этих предварительных опытов Гасснер приступал к настоящему заклинанию, т.е. к окончательному изгнанию беса, производившего болезнь. Заклинание не всегда удавалось с первого раза, иногда нужно было несколько часов и даже дней. Подвигам Гасснера положил конец император Иосиф II, “враг всяких бесовских исцелений и менее суеверный, чем любой энциклопедист”, заставив его удалиться в одну обитель близ Регенсбурга.
Ввиду всего вышеизложенного нет возможности отрицать факты мгновенного или скорого исцеления от трудно излечимых болезней, причем единственными исцеляющими средствами являются прикосновение или слово. Разумный анализ этих фактов, нам кажется, должен привести к таким выводам:
1) многие из них не могут быть признаны чудесами;
2) они не дают оснований для отрицания чудес вообще.
Присвоив издавна некоторым событиям название чудес, люди хотели этим показать, что эти события чудны, необычны, неестественны. Естественные события суть те, которые являются необходимым следствием предшествовавших им условий. Мы можем не знать, как известный факт связан с породившей его причиной, и даже какова эта причина, но мы твердо убеждены, что такая причина существует, и поэтому называем факт естественным. Мы смутно догадываемся о причинах града или зодиакального света, но мы нисколько не сомневаемся, что эти причины могут быть найдены. Необъясненные явления мы не называем чудесами, мы ждем только их объяснения. Но кроме явлений необъясненных мы допускаем еще существование явлений необъяснимых, таких, которые нельзя представить как необходимое следствие предшествовавших условий; этот круг явлений носит имя чудес. Допущение их возможности опирается на веру в существоание Творца и на веру в существование свободы у созданных тварей..