Николай Рерих. Мистицизм.

В разных странах пишут о моем мистицизме. Толкуют вкривь и вкось, а я вообще толком не знаю, о чем эти люди так стараются. Много раз мне приходилось говорить, что я вообще опасаюсь этого неопределенного слова «мисти­цизм». Уж очень оно мне напоминает английское «мист» — то есть «туман». Все туманное и расплывчатое не отвечает моей природе. Хочется определенности и света. Если мисти­цизм в людском понимании означает искание истины и по­стоянное познавание, то я бы ничего не имел против такого определения. Но мне сдается, что люди в этом случае по­нимают вовсе не реальное познавание, а что-то другое, чего они и сами сказать не умеют. А всякая неопределенность вредоносна.

В древности мистиками назывались участники мистерий. Но какие же мистерии происходят сейчас? И не назовем же мы мистериями научное познавание, которое за последние годы двинулось в области надземные, приблизилось к позна­ванию тончайших энергий. Спрашивается, в чем же всякие пишущие видят мой мистицизм? Если припомним мои кар­тины, то даже сами названия вряд ли будут соответствовать этому людскому обозначению. Припомним от самого начала: «Богатыри», «Ушкуйник», «Гонец; Восстал род на род», «Сходятся старцы», «Бой», «Город строят», «Сергий Строи­тель», «Гималаи», «Жемчуг исканий», Монгольский тцам», «Конфуций», «Лао-тзе» и из самых последних — «Тревога», «Снегурочка», «Река Жизни», «Настасия Микулишна», «Микула Селянинович»… Или вспомним очерки: «Борьба с не­вежеством», «Парапсихология», «Болезнь клеветы», «Пески Монголии», «Чингис-хан», «Школьный учитель», «Прекрас­ное единение», «Старинные лекарства», «Врата Мира», «Ча­ша неотпитая», «Оборона», «Горький», «Толстой и Тагор»… Все это достаточно, казалось бы, определенно и зовет к по­знаванию.

Правда, мы радуемся каждому достижению, будет ли это в области искусства или науки. Мы глубоко интересуемся пе­редачею мысли на расстояние и всем сопряженным с энергией мысли. Об этом уже давно были беседы с покойным Бехтере­вым, с Рейном, с Метальниковым. Область мозга и сердца, так выдвинутая сейчас учеными всего мира, не может быть названа дымчатым словом «мистицизм», но есть самое реаль­ное научное познавание. Для невежд, вероятно, любое науч­ное открытие есть мистицизм и сверхъестественность. Но тогда и Каррель, Крукс, Оливер Лодж, Пипин и все реальные ученые будут тоже мистиками.

Источник:  стр 579 Николай  Рерих. Листы  дневника. III том (1942 — 1947). Международный Центр Рерихов. МАСТЕР-БАНК. Москва,  2002 – 672 с.
.

Запись опубликована в рубрике Библиотека, Рерихи с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий