Бодхисаттва

Бодхисаттва (санскр., букв. «тот, чья сущность (саттва) стала разумом (бодхи)»; «просветленный»), потенциальный будда; существо, отказавшееся от вступления в нирвану ради помощи людям. Сознательно оставаясь в циклах сансары (цепь воплощений), подчиняется всем закономерностям кармы.
Бодхисаттва (санскр., букв. «существо, стремящееся к просветлению») – просветленный мудрец, нравственный идеал буддийского учения Махаяны (Большой Колесницы); ступень, предшествующая состоянию Будды; человек, достигший полноты духовной реализации и состояния Нирваны, но отказавшийся уходить в нее окончательно и покидать земной план бытия, чтобы вернуться к людям и, помогая им, воплощаться в земные тела до тех пор, пока последний человек на земле не достигнет состояния Будды. Состояние бодхисаттвы достижимо лишь в том случае, если человек достиг уровня непрерывно длящегося просветления и продолжает жить в высшем теле, называемом нирманакайя.
Е.И.Рерих в своей книге «Основы буддизма», изданной под псевдонимом Н.Рокотова, понятие бодхисаттвы рассматривает следующим образом:
«Слово Бодхисаттва состоит из двух понятий: Бодхи – озарение или пробуждение и саттва – сущность. Кто же эти Бодхисаттвы? – Ученики Будд, добровольно отказавшиеся от личного освобождения и, по примеру Учителя, вступившие на долгий, тягостный и тернистый путь помощи человечеству. Подобные Бодхисаттвы проявляются на Земле среди самых различных жизненных условий. Физически ничем не отличаясь от остального человечества, они совершенно отличны по своей психологии, неизменно являясь носителями принципа общего блага… Какими же качествами должны обладать Бодхисаттвы? В учении Готамы Будды и в учении Бодхисаттвы Майтрейи, данном им Асанге в IV веке, прежде всего, отмечено максимальное развитие энергии, мужества, терпения, постоянства устремления и бесстрашия. Энергия есть основа всего, ибо в ней одной заложены все возможности. Будды вечно в действии, им неведома недвижность, подобно великому движению в пространстве, действия Сынов Победителей проявляются в мирах».
«Сильный, отважный, твердый в своей поступи, не отказывающийся от принятия бремени подвига общего блага…»
«Три радости Бодхисаттв – счастье даяния, счастье помощи и счастье вечного познавания. Терпение всегда, во всем и везде. Сыны Будд, Сыны Победителей, Бодхисаттвы в своем действенном сострадании – Матери всему Сущему (Махаяна Сутра)».
«Не эти ли Бодхисаттвы возглавляют ту сотню, которая рассеяна по лицу нашей планеты? Но участь этих Бодхисаттв тяжкая, никто из них не переносил и не переносит столько клеветы и гонений, как именно эти Спасители рода человеческого. Из Них вышли все основатели великих царств, религий, философий, большинство алхимиков и отдельные фигуры святых, но не ищите их среди узких догматиков. Они основатели живой религии сердца, но не закрепощающих догм. Они Основатели и огненные Очистители религий» (Письма, 20.12.34).
Согласно традиции Хинаяны число Бодхисаттв ограничено и на сегодня равно двадцати четырем: в будущем лишь Майтрейя способен пройти этот величайший путь. Традиция Махаяны не ограничивает число Бодхисаттв этой цифрой и утверждает его потенциальную бесконечность. Е.П.Блаватская пишет о Бодхисаттвах следующее:
«Буддами сострадания называются те Бодхисаттвы, которые, достигнув состояния Архата, т.е. пройдя весь тайный путь отречения, отказываются от блаженства Нирваны, иначе «отказываются облечься в покров дхармакайя и ступить на тот берег». чтобы не лишить себя возможности помогать человечеству, насколько карма позволяет такую помощь. Они предпочитают оставаться невидимо (в духе) в мире и содействовать спасению людей, влияя на то, чтобы те следовали Доброму Закону, иначе – направлялись бы на путь праведности. Эзотерический словарный буддизм признает подобные великие характеры святыми и молится им, как христиане молятся своим святым» (Голос Безмолвия).

Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.