..

Рерих Елена Ивановна, Калимпонг
Рерих Елена Ивановна: биография и фото

Рерих Елена Ивановна
Имя: Елена Рерих (Helena Roerich)
Дата рождения: 12 февраля 1879 г.
Возраст на момент смерти: 76 лет
Дата смерти: 5 октября 1955 г.
Деятельность: философ, писательница,
путешественница, общественный деятель, основательница Рериховского движения и Матерь Агни Йоги.
Детство и учёба
Рерих Елена Ивановна появилась на свет в Санкт-Петербурге 12 февраля 1879 года. Отцом девочки был известный архитектор – Иван Иванович Шапошников. По материнской линии Елена приходилась дальней родственницей величайшего композитора М. П. Мусоргского и двоюродной правнучкой полководца М. И. Кутузова. С самого детства у девочки проявлялись незаурядные таланты. Так, к семи годам Елена уже писала и читала на трёх языках. А став подростком, она серьёзно заинтересовалась философией и литературой. Музыкальное образование Шапошникова получала в Мариинской гимназии. Все преподаватели прочили ей карьеру пианистки, но судьба распорядилась иначе.

Валентин Серов – Портрет Е.И. Рерих, 1909
Замужество
Переезд в США

Е.И. Рерих (1930-е годы).
Приезд в Индию и экспедиция

Николай и Елена Рерих
Написание книг

Рерих Елена Ивановна. 1990-е
Книги Живой Этики

Книги Учения Живой Этики
Они стали настольными для многих людей. В данных трудах на первый план выдвигаются этические проблемы, обращённые к реальным, земным условиям жизни каждого человека. Появление книг Живой Этики было напрямую связано с процессами, происходящими в духовной жизни, культуре и науке первой половины двадцатого века. Но главным толчком стал «научный взрыв», заложивший основы инновационного целостного подхода к изучению реальности. В то время многие выдающиеся умы (философы Н. А. Бердяев, П. А. Флоренский и И. А. Ильин, а также учёные А. Л. Чижевский, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский) говорили о неотделимости судьбы человечества от жизни Космоса. Также они заявляли о том, что в новой эпохе люди будут сотрудничать с другими мирами. Основываясь на современных достижениях западной науки и древних учениях Востока, Живая Этика создаёт систему познания и раскрывает специфику космической эволюции человечества. Ключевая её составляющая – Законы. Ими определяется развитие Вселенной, поведение человека, зарождение звёзд, рост природных структур и движение планет. Ничего не существует в Космосе вне этих Законов. Также данными правилами обусловлена социальная и историческая жизнь человечества. И пока люди это не осознают, они не смогут усовершенствовать своё бытие.
“Семья, род, страна, союз народов – каждое объединение стремится к миру, к улучшению жизни. Каждое сотрудничество и сожительство нуждаются в совершенствовании. Никто не может показать предела эволюции. Тем самым труженик становится творцом. Не будем пугаться задачей творчества. Найдем для науки пути незагроможденные. Так мысль о совершенствовании будет знаком радости!”
Община, 1“Главное надо понять, что произведения науки, искусства есть образование, но не развлечение.”
Община, 63” Твердо помните, что истинная наука всегда призывна, кратка, точна и прекрасна.”
Община, 102“Должно обучать прикладному знанию, не отрывая от науки исторической и философской. Искусство мышления должно быть развито в каждом работнике. Только тогда он поймет радость совершенствования и сумеет использовать досуг.”
Община, 103“Указать надо о качестве требуемого знания. Знание должно быть безусловно. Каждая условная связанная наука причиняет непоправимый вред. Свободное сочетание элементов даст неповторенные, новые достижения.
Кто может предписать химику пользоваться лишь одной группой элементов? Кто может заставить историка и философа не касаться исторических фактов? Кто может приказать художнику употреблять лишь одну краску? Знанию все открыто.
Единственным преимуществом в областях знания будет большая убедительность и привлекательность. Если хотите увлечь вашим знанием, сделайте его привлекательным, настолько привлекательным, чтоб книги вчерашнего дня показались сухими листьями. Победа убедительности избавит от несносных запретов.”
Община, 122“Каждая наука нуждается в новых формулах”.
Община, 141” Новый вопрошатель: “Как примирить Учение с наукой?” Если наука преподает достоверное знание, то Учение и есть наука. Какую цель имеет наука, если она распухла от предрассудков? Тот, который так обеспокоен торжественностью утверждений, тот понимает науку, как логово мещанства.”
Община, 154“Мы не игнорируем методов западной науки, но полагаем в основу психическую энергию.”
Община, 198“Вернее раскрывать основы Учения через проблемы науки. Учитель близок к проблемам науки и эволюции всего сущего.”
Агни Йога, 344“Не наука затворников, но знание для улучшения всей жизни.”
Агни Йога, 599“Ученые, говорящие о подсознании, о мозговых и нервных рефлексах, о животном магнетизме, о телепатии, говорят, конечно, об одном и том же – о психической энергии, но эти слова почему-то не произносятся. Урывки знания сами просятся в одно русло, но суеверие мешает обобщать факты. Чистая наука не боится переулков.”
Агни Йога, 601“Ваши астрономы являют внимание только измерениям Светил, но как наука об огненных лучах и Беспредельности обогатила бы сущность вашу! Даже луч глаза творит и разит! И срок начинает приближать планету новую из Беспредельности; и потому наблюдайте пертурбации земные. Но ширина планетных тел не важна, ибо интенсивность космических лучей из Беспредельности может Нашей относительностью, и вашей психической энергией, и кооперацией сфер создать земное царство, равное сферам высших миров.”
Беспредельность, 1“Приобретение космических сил приближает нас как сотрудников к источнику энергии атомистической. Наша наука может достичь напряжения энергии, если только взрыв сознания произойдет. Много можно извлечь из сложных космических комбинаций.”
Беспредельность, 41“Нововведения во всех областях науки и в школах необходимы. Со старой наукой в будущем мире далеко не уедешь. С одной стороны, надо искоренить все ненужные нагромождения, с другой – нужно глубже вникнуть в явления, прибавляя современные достижения. Слишком много лет проходит сейчас, пока достижения лабораторий, исследования и открытия доходят до школы и народа. Нужно при школах устроить информационные отделы с популярным изложением новейших достижений. Явление ускорения сообщений сведений очень необходимо, ибо газеты не дают важнейших сведений.”
Беспредельность, 492“В связи с творчеством энергий пространства непреложно строится явленное восхождение. Новая наука Агни Йоги даст те приемы, которые нужны для чуткости восприятия. Эта огненная наука будет знать пространство, будет знать формулу огня. Так строится непреложно наука будущего”.
Беспредельность, 714“Самая близкая духу наука будет высшая математика, если она понята правильно”.
Иерархия, 162“Устремление к науке прежде всего обязывает к точности наблюдений.”
Сердце, 326“Религия и наука не должны расходиться в своей сущности. Тонкое изучение материи и атома приведет к заключению, что жизненная энергия есть не электричество, но Огонь. Так наука и религия сблизятся на одном принципе. Материя утверждается, как огненная субстанция, и каждый мыслящий дух не будет отрицать силу высшую, которая есть Огонь. Наука не может разрушить понятие божественности Огня, также как религия не может наложить запрет на тонкие анализы, являемые наукой. Таким образом, утвердится понимание и гармония понятий религии и науки.”
Мир Огненный ч.3, 60“Молитва есть вдохновитель к знанию. Каждый, кто осознал величие такого собеседования, неминуемо начнет устремляться к познанию. Рост такого сознания потребует всевозможных научных познаваний. Философия, так же как и естественные науки, поведают те же пути к Высшему Миру. Невежды толкуют о материальных науках, которые отрицают все, грубым глазом невидимое. Но они уже знают о тонких атомах и понимают о необходимости микроскопа и телескопа. Поистине, они сами делают науку пустой оболочкой. Когда появятся и признаки Высшего Мира в сознании, то каждая наука преобразится. Нет такого знания, которое не утверждало бы великую связь миров. Нет таких путей, которые не вели бы к Высшему Миру.”
АУМ, 61“Проследите развитие науки за последние полвека; можно изумиться прогрессу знания. Нужно в школах показать наглядно, чем была наука всего пятьдесят лет назад и что она достигла теперь. Такое поразительное сравнение может открыть глаза человечеству на возможности будущего. Нельзя быть настолько невежественным, чтобы запрещать развитие знания. Не человекоподобен, кто преследует науку! Повторим эту укоризну несчетное число раз, пока самое мохнатое мышление не устыдится.
Такое напоминание тем уместнее, что наука, даже при быстром росте своем, все-таки не выполнила и десятой доли сужденного ей на этот период. Причин много в косности человечества. Но все-таки прискорбно видеть, что лучшие двигатели науки не оцениваются. Люди хотят исследовать пространство, скромные стратосферные экскурсии, опыты телескопические, наблюдения над светилами – все вращаются в заколдованном круге, ибо не признана психическая энергия. Без нее останется детским занятием самый смелый полет. Без психической энергии не разглядеть пространственных путей.
То же самое происходит во всех областях науки. Неразумно пренебрегать высшей энергией. Точно во времена религиозных войн и гонений, смелые и прозорливые познаватели должны прятаться, как алхимики от инквизиции. Такое позорное положение недопустимо.”
АУМ, 309“Знание превыше всего. Каждый, кто принес частицу знания, уже есть благодетель человечества. Каждый собравший искры знания будет подателем Света. Научимся оберегать каждый шаг научного познавания. Пренебрежение к науке есть погружение во тьму.
Каждый имеет право получить доступ к Учению. Прочтите труд, насыщенный стремлением к Истине. Невежды сеют предубеждения, сами не давая себе труда даже прочесть книгу. Самый утверждающий труд называют отрицанием. Признание Высших Принципов считается самым ужасным кощунством. Истинно, предрассудок – плохой советник! Но нельзя обойти все собранные познания.
Не забудем принести признательность тем, кто жизнью своею запечатлели знание. ”
АУМ, 440
«Криптограммы Востока»
«Письма»

Картина С.Н.Рериха – “Портрет Е.И.Рерих с ларцом”, 1937 г.
Вот несколько выдержек из писем Елены Рерих в которых она высказала свои взгляды на роль науки.
“Все формулы не только даны, но и каждый день несет подтверждение их своевременности“.
Письма Елены Рерих, В 2-х тт. Том 2, 29.05.31“Современная наука быстрыми шагами идет навстречу всем великим Истинам, изложенным в восточной философии и религиях, и скоро, очень скоро они встретятся и протянут друг другу руку. Будем надеяться, что и наша церковь просияет новым сознанием и не останется заштатным зрителем этого нового союза. Так наука уже поняла, что материи нет, но есть лишь энергия, и обратно. Таким образом, она подошла к одухотворению Единого Начала. Также передовые умы начинают отдавать должное силе мысли и даже запечатлевать и измерять ее физически, так духовное сливается с материальным. И как может быть иначе, когда Материя есть лишь качество Духа!”
Письма Елены Рерих, В 2-х тт. Том 2, 01.02.35“Да, наука, в лице своих лучших представителей, приходит к идеям, изложенным в восточной философии! Так сейчас мне прислали интервью с известным американским физиком, проф. Пьюпином, на эти же темы. На вопрос, «как представляет он себе Небо?» – он ответил: «Это есть то, что ученые называют миром истинным, и наш земной мир есть лишь его отображение. Все научные искания и исследования направлены на дальнейшее раскрытие мира за пределами физического». – «Где пребывает, по-Вашему, божественный Разум?» – спросили его. – «В душе человека. В этом великом мире, внутри нас, обитает Божество. Душа человека есть величайшее созданиеБожественного творчества. И после того как Бог употребил столь неисчислимые века, чтобы создать человека и одарить его душою, которая есть отображение его, разумно ли предположить, что человек живет здесь лишь краткое время и затем исчезает бесследно; что душа погибает вместе с физическим телом, что она существовала напрасно?»
Конечно, для Востока – это элементарные вопросы и ответы, но для широких масс на Западе они полны интереса и надежд. Также в Америке профессор Рейн из Дьюк Университета, на протяжении многих лет, производил со своими студентами опыты с передачей мыслей на расстояние, и сейчас им достигнуты значительные результаты. Выяснилось, что можно передать человеку-приемнику, находящемуся в другом городе, целые строфы из поэм и сложные задания, которые тут же записывались с большою точностью. Конечно, из многих тысяч студентов профессор этот избрал только тридцать таких чутких индивидуумов, причем на протяжении нескольких лет они объединялись сознанием, но все же для нашего времени достигнутые результаты весьма удовлетворительны”.
Письма Елены Рерих, В 2-х тт. Том 2, 20.04.35
Последний период
Заключение
Десятилетия миновали с той поры, как ушла из жизни Елена Ивановна. Творчество этой выдающейся женщины можно без прикрас назвать героическим. Чем больше с ним знакомишься, тем ясней и глубже понимаешь смысл созданных ею произведений. Оставленное Рерих наследие поистине неисчерпаемо. Своими философскими, научными открытиями оно устремлено в Новый Мир, в то Грядущее, в котором героическое творчество станет правилом, а не исключением.
.