70 лет Пакту Рериха. Материалы конференции 2005 г.

.

70 лет Пакту Рериха: Материалы Международной научно-общественной конференции. 2005. — М.: Междунар. Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2006. — 424 с.

На обложке: фрагмент открытки, посвященной фотовыставке исторических городов. Брюгге, 1932

В настоящем издании собраны материалы Международной научно-общественной конференции.
Организатор конференции – Международный Центр-Музей имени Н.К.Ре­риха, при поддержке Информационного центра ООН в Москве, Московского бюро ЮНЕСКО, Благотворительного Фонда имени Е.И.Рерих и Мастер-Банка. Участники конференции – Российская академия художеств, Российский фонд культуры, Международная ассоциация Фондов Мира, Международный гуманитарный фонд «Знание», Российская академия естественных наук, Международная Лига защиты Культуры, Российская академия космонавтики имени К.Э.Циолковского, Российская академия образования.
Конференция состоялась в октябре 2005 года.

РЕРИХОВСКАЯ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ БИБЛИОТЕКА

Серия основана Л.В.Шапошниковой в 1995 г.

Редакционная коллегия:
академик РАЕН, кандидат исторических наук Л.В.Шапошникова,
доктор философских наук В.В.Фролов,
доктор филологических наук Е.Н.Чернозёмова

Главный редактор Т.О.Книжник
Научный редактор канд. геогр. наук О.А.Лавренова

© Международный Центр Рерихов, 2006

В ХХ столетии до предела обострились противоречия между созидательными и разрушительными силами, поставив под угрозу само существование человечества. Чудовищные кризисы и потрясения, охватившие мир, – социальные, экономические, экологические, – были связаны прежде всего с кризисом в духовной сфере, с подрывом основ культуры. Многие политики, ученые, общественные деятели искали выход из тупика войн и бедствий. В их числе был всемирно известный мыслитель и художник Н.К.Рерих, который неоднократно в целом ряде пламенных статей взывал о сохранении сокровищ культуры, безвозвратно гибнущих не только от разрывов снарядов, но и в мирное время – в результате стихийных бедствий и разрушительной деятельности человека.
Идеал сохранения и защиты творений культуры жил в сердце Рериха уже с 1904 года. Сразу же после начала Первой мировой войны он выступает с идеей о заключении международного соглашения об охране культурных ценностей во время вооруженных кон­ф­ликтов, обращаясь к верховному командованию русской армии, к правительствам США и Франции, а в 1915 году и к Николаю II. И хотя его предложение так и не получило должной поддержки, от своей идеи Рерих не отказался. В 1929 году он снова поднимает этот вопрос, подготовив при участии доктора международного права и политических наук Парижского университета Георгия Шклявера проект Пакта о защите сокровищ культуры. В том же году в Нью-Йорке был основан специальный Комитет Знамени Мира, чтобы содействовать осуществлению идеи Рериха, а на следующий год подобные комитеты начали свою работу в Париже и Брюгге. Проект Пакта вместе с сопроводительным обращением Н.К.Рериха «Знамя Мира» был разослан в правительственные, научные, художественные и образовательные учреждения всего мира и вызвал горячий отклик в сердцах тех, кому было дорого культурное достояние человечества. В адрес комитетов приходили тысячи приветственных писем от различных обществ, организаций, музеев, библиотек, политических, общественных и культурных деятелей, в числе которых были Р.Роллан, Б.Шоу, Р.Тагор, А.Эйнштейн, М.Метерлинк. Николай Рерих стал претендентом на Нобелевскую премию мира 1929 года. В 1930 году проект Пакта был представлен в Комитет по делам музеев при Лиге наций, который одобрил его и передал на рассмотрение Международной ­комиссии интеллектуального сотрудничества. В 1931 году в Брюгге (Бельгия) был организован Международный союз Пакта Рериха под руководст­вом К.Тюльпинка. Там же состоялись Первая международная конференция Пакта Рериха (сентябрь 1931 года) и Вторая (август 1932 года). Третья конференция была проведена в ноябре 1933 года в Вашингтоне. На ней была подготовлена рекомендация о принятии Пакта правительствами всех стран.
Вместе с Пактом Рерих предложил и отличительный флаг, назвав его Знаменем Мира. Он должен был водружаться на объекты, подлежащие охране, – музеи, архитектурные памятники, научные и культурно-просветительные учреждения. Флаг представлял собой белое полотнище с красной окружностью и вписанными в нее красными кругами – символ единения прошлого, настоящего и будущего в кольце Вечности. Н.К.Рерих сравнивал его со знаменем ­Красного Креста, говоря, что если Красный Крест печется о те­лесно раненных и больных, то Знамя Мира ограждает ценности человеческого гения, тем охраняя духовное здоровье. В те далекие дни художник словно предвидел судьбу Знамени Мира: «…мы не знаем, когда именно это Знамя будет развеваться над всеми культурными памятниками, но несомненно, что семя уже взросло. Оно уже привлекло внимание больших умов и устремляется от сердца к сердцу, пробуждая еще раз среди людских множеств идею Мира и Доброжелательства».
Ратификация Пакта «О защите учреждений, служащих целям науки и искусства, а также исторических памятников» состоялась 15 апреля 1935 года в Белом доме, в Вашингтоне, в присут­­ствии представителей двадцати одного американского госу­дарства. Со времени этого эпохального события прошло уже 70 лет и более 50 – со дня принятия Гаагской конвенции 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов, которую ратифицировало большинство стран мира. Знамя Мира, предложенное Н.К.Рерихом, живет. Оно вошло в нашу жизнь, оно поднято над музеями имени Н.К.Рериха в Москве и Нью-Йорке, оно развевается над многими культурными и просветительскими ­учреждениями во всем мире. Знамя Мира побывало в Космосе, на Северном и Южном полюсах нашей планеты и на горных вершинах.
Истории создания Пакта Рериха и Знамени Мира, проблемам, связанным с продвижением идей защиты культурных ценностей, а также современным проблемам культуры как таковой, состоя­нию ее учреждений (как государственных, так и общественных) была посвящена Международная научно-общественная конференция «70 лет Пакту Рериха», состоявшаяся 7–9 октября 2005 года в Международном Центре Рерихов. Здесь собрались ученые, философы, художники, журналисты, писатели из России, Европы, Азии и Америки, чтобы отметить юбилей уникального международного документа в защиту культуры. Отметив, что Пакт Рериха является важной составляющей правовой защиты культурных ценно­стей, докладчики дали совокупную оценку этому международному документу и Знамени Мира и их значению для планетарного сообщества.
«Повелительно принять немедленные меры, чтобы оградить от опасности благородное наследие Прошлого для славного Будущего, – писал более полувека назад Николай Константинович Рерих. – Это произойдет тогда, когда все страны торжественно поклянутся охранить сокровища Культуры, которые, в сущности, принадлежат не одному народу, но Миру. Этим путем мы можем создать еще одно приближение к расцвету Культуры и Мира». И юбилейная конференция, посвященная Пакту Рериха и Знамени Мира, стала еще одним действенным шагом к Новому миру, миру Культуры.

Содержание
ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОТКРЫТИЕ КОНФЕРЕНЦИИ
ПРИВЕТСТВЕННЫЕ ПИСЬМА И ТЕЛЕГРАММЫ
Актуальность Пакта Рериха в современном мире
Пакт Рериха
Общественный музей как феномен культуры
Знамя Мира
Поиск Пути
Государство, общественные институты и культурное наследие России: опыт взаимодействия
Будущее общественных музеев в России
«Комплекс Бенуа», или к проблеме оценки творчества Н.К.Рериха 1920–1940-х гг.
Открытие, сохранение и будущее старины. Рериховская концепция сохранения пространства культуры
Значение святынь в жизни народа и необходимость их защиты
Личный вклад Е.И.Рерих в движение Знамени Мира
Конференции Пакта Рериха в Брюгге и Вашингтоне 1931–1933 гг.
«Держатели равновесия Мира»: культурные деятели в защиту культуры
Эволюционное значение Пакта Рериха и Знамени Мира
Пакт Рериха – основа международной правовой системы защиты ценностей культуры и её будущее
Защита культурного наследия: проблема взаимодействия музея и церкви
Музейный центр Е.П.Блаватской и её семьи
Приоритет культуры – гарант устойчивости развития современного общества
Правовые аспекты охраны историко-культурного наследия в Республике Беларусь
Музей Ивана Гончара: опыт защиты народной культурной традиции
Символика Знамени Мира Рериха
Защита творческого наследия семьи Рерихов есть защита культуры
Проблемы защиты культурного наследия в Косово и Метохии
Итальянская культура: прошлое и современность
Николай Рерих: Эстетика от Ренессанса до авангарда
Дом Рерихов в «Крукети»: возрождение центра духовности и культуры
Развитие движения Знамени Мира и новая культура мира в Мексике
Ноосферная реальность безначального Космоса – культурное достояние человечества
Значение Пакта Рериха и Знамени Мира в процессе воспитания и образования современной молодежи
Характерные особенности символики круга в украшении «Паго» и знака Знамени Мира
РЕЗОЛЮЦИЯ


70 лет Пакту Рериха. Материалы конференции 2005 г. (скачать).