Сон подобен смерти

Братство §537. …Правильно сказано, что «сон подобен смерти»…

– В древности сон называли «родным братом» смерти. Истоки этих представлений коренятся в мифах: согласно древнегреческим преданиям, крылатый юноша Гипнос, бог сна, был сыном богини ночи Ньюкте и братом-близнецом бога смерти Танатоса. Это представление бесчисленное количество раз находило свое воплощение в литературе и искусстве всех времен и народов. Например, много раз смерть уподоблена сну в стихах А.С.Пушкина: «могильный сон» («А.Шенье»), «смерть коснулась к ним как сон» («Какая ночь, мороз трескучий»), «заснула ты последним сном» («Для берегов отчизны дальной…»), Ф.И.Тютчева – «смутен замогильный сон» («На Новый 1855 год») и многих других русских поэтов. Об этом же писал оригинальный русский мыслитель П.Я.Чаадаев:

«Вы часто слыхали, что сон есть образ смерти, мне кажется, что сон есть настоящая смерть, а то, что смертью называют, кто знает? – Может быть, оно-то и есть жизнь? Мое «я» прерывается сном, смертью – нет: иначе было бы ничтожество» (М., «Современник», 1989, с.168).

Е.П.Блаватская с высоты оккультных знаний о природе сна критиковала буквальное понимание фразы «сон подобен смерти» и следующим образом комментировала смысл подобия этих состояний, отвечая на вопрос «чем отличается сон от смерти?»:

«Здесь, конечно, есть определенное сходство, но разница между ними очень велика. Во время сна существует связь, хотя и очень слабая, между низшим и высшим разумом человека, и последний более или менее отражается в первом, как бы сильно ни были искажены его лучи. Но когда тело мертво, тело иллюзии, майяви-рупа, становится кама-рупой, или животной душой, и отдается собственным стремлениям. Следовательно, между привидением и человеком такая же разница, как между грубоматериальным, но трезвым смертным и мертвецки пьяным человеком, неспособным разобрать, что его окружает; как между человеком, запертым в совершенно темной комнате, и человеком в комнате, освещенной, хотя и слабо, каким-то светом» (Е.П.Блаватская, «Сновидения»).

Если эти состояния понимать символично, то, образно говоря, бинерные пары «жизнь-смерть» и «бодрствование-сон» в миниатюре микрокосма отражают космическую смену великих циклов Манвантары и Пралайи.

Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.