Вопросы методологии познания в учении Живой Этики — философии Космической Реальности

Святохина Г.Б. Вопросы методологии познания в учении Живой Этики — философии Космической Реальности

Опубликовано: Актуальные проблемы методологии, философии науки и образования: Сборник трудов Международной научно-практической конференции. – Т. 2. – М.–Уфа: РИО БИСТ, 2007. – С. 71–74.Осмысление и развитие коренных идей русской философской мысли сегодня представляется актуальным и значимым не только для современных россиян. Нельзя не заметить, что увлечение европейской традицией мировидения – немецкой, английской, французской, – особенно в ХХ веке, привело к всевозможным кризисам: духовным, социальным, экологическим и прочим. При этом система уникальных принципов русской философии в осмыслении мира (космизм, цельность, всеединство, софийность, соборование, теургия), несущая в себе глубокий творческий потенциал для совершенствования сознания (в том числе нравственного, эстетического) и мышления человека, к сожалению, была предана забвению в практике жизни. Эти принципы, идеи были свойственны философии В.С. Соловьева, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, Н.О. Лосского и многих других мыслителей, среди которых ученые-космисты К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский. В цельном системном виде – с опорой на восточную традицию мировидения и выдающиеся достижения западной науки – эти принципы представлены в Живой Этике, созданной в 20–30-е годы ХХ века Учителями Востока в сотрудничестве с Е.И. и Н.К. Рерихами. Несомненно, что обращение к данной проблематике насущно и актуально. Оно будет способствовать развитию уникальной отечественной традиции, связанной с философией Космической Реальности, которая в то же время универсальна для всего человечества.
Учение Живой Этики, объединяя воедино способы познавательной деятельности человека – науку, искусство, религию и философию, устремляет к слиянию в его сознании и внутреннем духовном мире Истины, Добра и Красоты. Это не может не вызывать серьезного интереса ученых. Среди них Л.В. Шапошникова, Ш.А. Амонашвили, В.Н. Большаков, Т.П. Григорьева, А.В. Иванов, В.В. Миронов, В.М. Федоров, В.В. Казютинский, К.А. Кедров, В.В. Фролов, И.А. Герасимова, Г.Н. Фурсей, Г.Н. Дульнев, Л.М. Гиндилис и многие другие. Так, Л.В. Шапошникова наряду с иными вопросами особое внимание в своих исследованиях уделяет новой системе познания Космической Реальности. На основе идей Живой Этики и философского анализа сущностных особенностей мифологического, религиозного и научного этапов в развитии сознания человеческого общества ею сделан вывод о новом формирующемся синтетическом четвертом типе мышления, или сознания человечества, названном ею космическим, что предполагает выход на новую, более совершенную систему познания и методологию науки.
Не претендуя на полноту охвата проблемы, выделим отдельные моменты методологии познания в учении Живой Этики в соотнесении их с элементами западной традиции.
Доминирующий сегодня гносеологический подход в методологии науки западной традиции направлен на осмысление внешнего, очевидного, плотного, вещественного мира, по сути мира следствий, феноменов, и, к сожалению, оставляет более утонченный и невидимый мир причин, или ноуменов, за пределами научного осмысления. Ясно, что система познания современной науки несовершенна, так как «нечувствительна» к более тонким высокоэнергетическим уровням Бытия Космоса, имеющим отношение к сакральному, нравственно-духовному и художественно-эстетическому аспектам жизнедеятельности человека и общества. К сожалению, эти уровни Бытия наукой пока не признаются, как будто их нет. Они не представлены в цельном, взаимосвязанном виде ни в мировоззренческой системе, ни в системе познания со­временной науки и фактически остаются за пределами ее осмысления и практического руководства в деятельности, что способствует недопустимому накоплению погрешностей в результатах и возникновению кризисов как следствия.
Учение Живой Этики – не чисто материалистическое, не идеалистическое, а энергетическое мировоззрение, поскольку, следуя восточной традиции мировидения, Дух и Материя выступают здесь аспектами Единой проявленной Реальности – всеначальной энергии, которая организовывается в цельную структуру Мироздания на основе принципа вибрации. То есть в соответствии с мировоззрением, созвучным идеям основателей философии – Платона и Пифагора. Космос – это единая динамическая иерархически структурированная системная энергетическая целостность с имманентными в Вечности принципами Жизни и Бесконечного Разума, выявляющая свое Бытие через систему высших ключевых принципов (Любовь, Красота, Гармония) и множество Космических законов (например, закон Вибрации, закон Двойственности, закон Космического Магнита, закон Космической Иерархии, закон Духовного преображения через Красоту, закон причинно-следственных связей, закон учительства и многие другие).
Вибрационная энергетическая картина мира, представленная в уче­нии Живой Этики, в работах Е.П. Блаватской, давая системное миропонимание, позволяет и более глубокое его познание. Так, упрощенно, высшие вибрации всеначальной энергии «ответственны» за духовно-разумный аспект Бытия, низшие – за эмоциональный, материально-вещественный. Комплексные объединения, комбинации высших и низших характеристик энергетического состояния живого разумного Космоса, «вложенность» их друг в друга дают все его беспредельное, постоянно изменяющееся, «становящееся», иерархически организованное многообразие форм жизни и уровней разумного существования, в том числе многогранного человеческого бытия.
Человек-микрокосмос, являясь важным составным элементом Космоса, несет в себе все его структурные уровни, подуровни и подвержен действию всех космических законов. Поэтому учение Живой Этики призвано научить человечество жить по законам Космоса, единым для всех структурных уровней и элементов, его представляющих. ­Отметим, что именно Дух является высшим объединяющим началом, тем уровнем Бытия, который связывает внутренний мир человека с глубинным Космосом. При этом более совершенный, духовно утонченный человек (имеющий более высоковибрационные внутренние энергетические характеристики) может проявить способность к сотрудничеству на Общее Благо с космическими Существами более высокого уровня разумности. Это нашло отражение в теории теургии В.С. Соловьева и в используемом им понятии богочеловека.
Наличие двух аспектов Космоса (духовный и материальный и спектр их всевозможных сочетаний) дает видимый и невидимые уровни Бытия, что находит отражение в системе познания. Согласно учению Живой Этики, этих уровней – семь. Из них современное научное познание исследует только самый плотный и грубый – седьмой уровень Бытия. В то время как шесть, более утонченных и глубинных, остаются без внимания. Но, учитывая вибрационную специфику картины мира, именно влияние на человека и земные процессы материи более высоковибрационного духовного состояния Космоса следует рассматривать как причинное. Важно и то, что в осмыслении мира не слово, не язык человека играют главную роль, а степень его внутренней утонченности, и в объяснении – не слово, а мысль.
Система познания Живой Этики может быть определена как мета­научная. Познавательная методология Живой Этики (совокупность принципов, законов, приемов, методов, установок) предполагает гармонию с законами и принципами Космоса и фактически сама – их выражение. Суть ее в той или иной форме проявляется на всех уровнях Бытия как в Космосе, так и в человеке, и имманентно предполагает ключевое этическое условие – устремление к Истине, Добру и Красоте, к Общему Благу.
Цельное познание здесь может быть понято как многомерная единая системная целостность в осмыслении мира, в основу которой положены проекции, точки зрения или центры схемопостроения (по П.А. Флоренскому) различных философских, научных, гносеологических подходов и моделей, а также религиозных, художественных способов восприятия мира. То есть цельное познание выступает как синтез, как акт соборования, возможный на определенном уровне духовного совершенства человека.
Исходя из специфики энергетической вибрационной картины мира и человека, свойственной учению Живой Этики, отметим еще некоторые особенности методологии познания, в частности следующие своеобразные аксиомы. Поскольку Бесконечный Разум – в основе Космоса и человека, то познание человека – не открытие нового знания, законов природы как таковых, а их актуализация (выявление) в его сознании, что возможно при гармонизации с определенными космическими уровнями Бытия.
Способность к истинному познанию возможна через внутренний, духовный мир человека – сердце, а не через внешний – эмпирию, рассудок, интеллект. Способности человека к более глубокому познанию раскрываются в процессе его совершенствования через утончение внутреннего мира, которое связано с его воспитанием на основе принципов Любви, Красоты, Добра, Общего Блага. Это приближает его энергетически к более высоким тонким и огненным структурам Мироздания, к более совершенным уровням Бытия. Высока роль в познании деятельности Духовной Космической Иерархии и ее представителей на Земле – Великих Учителей человечества.
Изучение же самой Живой Этики, исследование творчества Рерихов, Е.П. Блаватской, несущих высокие эволюционные и гуманистические идеи, предполагает использование адекватной им системы познания и методологии, соответствующей принципам их Учения.
Новая система познания Космической Реальности, устремляя к синтезу Знания, Добра и Красоты, выступая методологическим познавательным ядром будущей метанауки, позволит ей стать главной ведущей силой космического эволюционного развития человечества.

.

Запись опубликована в рубрике Библиотека, Живая Этика, Методология, Научное мышление с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий