В.В.Фролов: Объединенный Научный Центр космического мышления МЦР: на пути к будущему

10.04.2017
Объединенный Научный Центр космического мышления МЦР: на пути к будущему

При ознакомлении с документами и интервью некоторых чиновников Минкульта РФ и Государственного музея Востока, в которых их авторы высказывают фантастические по своей лживости версии деятельности МЦР и его общественного Музея имени Н.К. Рериха, невольно возникают ассоциации с технологиями, широко используемыми в современном мире для дискредитации политических деятелей, коммерческих структур и даже целых стран.

Примерно те же технологии используют чиновники Государственного музея Востока по отношению к МЦР и его общественному Музею имени Н.К. Рериха. Они, опираясь на мощный административный ресурс, стремятся распространить в обществе представление об МЦР как о некой скандальной и вредной для государства организации. Не так давно юрист Государственного музея Востока Ю.С. Избачков в интервью газете «Вечерняя Москва» от 21 марта 2017 года заявил, что «еще хотим разобраться с фитнес-центром, который дельцы из МЦР совершенно незаконно воздвигли под предлогом реставрации некоего ʺкосмического домаʺ». Не нужно доказывать, что данное заявление Ю.С. Избачкова не соответствует действительности и вводит людей в заблуждение. Вероятно, имеется ввиду небольшое двухэтажное здание на территории усадьбы Лопухиных, где расположено одно из подразделений МЦР – Объединенный Научный Центр проблем космического мышления (ОНЦ КМ), а по существу научный отдел МЦР.

Как руководитель этого научного центра я хотел бы рассказать об истории его создания, основных направлениях и перспективах деятельности. Какую цель я при этом преследую? Показать, чем в действительности занимается ОНЦ КМ или, говоря обычным языком, научный отдел МЦР.

Идея создания ОНЦ КМ принадлежит Людмиле Васильевне Шапошниковой

Идея создания Объединенного Научного Центра проблем космического мышления (ОНЦ КМ) при Международном Центре Рерихов – это веление времени. Эта идея принадлежит первому вице-президенту МЦР, крупному философу, известному ученому и общественному деятелю, Генеральному директору Музея имени Н.К. Рериха Л.В. Шапошниковой (1990‑2015). Создание ОНЦ КМ было поддержано Российской академией образования, Российской академией естественных наук, Российской академией космонавтики им. К.Э. Циолковского, другими ведущими научными организациями и известными учеными. Все эти обстоятельства в значительной степени обусловили то, что 11 октября 2003 года международная научно-общественная конференция «Космическое мировоззрение – новое мышление ХХI века», состоявшаяся в МЦР, приняла решение о создании комплексного научного центра по изучению космического мышления. В 2004 году этот Центр был образован как автономная научно-общественная организация. В 2008 году в целях повышения уровня эффективности деятельности ОНЦ КМ стал штатным подразделением МЦР.

Учреждение ОНЦ КМ не случайно. На то были исторические причины и научные предпосылки. Определяющее значение для создания ОНЦ КМ имела инициатива С.Н. Рериха по организации в Москве Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха. Таким образом, общественный Музей стал хранителем и популяризатором творческого наследия семьи Рерихов. Но самое главное – то, что в нем изучается наследие великой семьи на основе методологии Живой Этики – философии космической реальности. О деятельности такого музея в России мечтали Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи, все проекты которых осуществлялись под водительством Великих Учителей – Махатм Востока.

Причины же, побуждающие прогрессивных ученых и культурных деятелей все активнее заниматься осмыслением и претворением нового космического мышления, коренятся в тенденциях космической эволюции человечества, которая подошла в своем развитии к необходимости перехода на более высокий духовно-этический уровень. Применение этого вида мышления позволит человечеству эффективно решать возникающие проблемы. Это обусловлено тем, что в космическом мышлении по-новому, исходя из реальности, рассматриваются вопросы бытия человека и его отношения к миру, к самому себе, к другим людям, отношения между народами и странами.

Приведем один из примеров того, как, опираясь на новое мышление, можно переосмыслить, а затем постепенно изменить в лучшую сторону реалии современного мира. Пример заключается в новом подходе к системе международной безопасности, в основу которой должна быть положена концепция культуры, как ее понимал Н.К. Рерих. Культура, считал Рерих, есть почитание Света. Культура объединяет народы и создает предпосылки формирования мирных взаимоотношений между этносами и странами. «Мир через Культуру» – таков призыв Н.К. Рериха. В 2011 году на «Пятом Китайско-Российском народном дружественном диалоге по стратегическим проблемам» автор этих строк ознакомил участников международного форума с данной идеей. Аудитория встретила сообщение с большим интересом.

Николай Рерих, выдвинувший Пакт в защиту культурных ценностей – Пакт Рериха, придавал культуре первостепенное значение в развитии стран и народов. Итогом переосмысления существующих подходов к системе международной безопасности может стать такой вариант ее трансформации: политика силы, зачастую применяемая в отношениях между государствами, постепенно должна уступить место добровольному сотрудничеству между ними с учетом взаимовыгодных интересов.

Если говорить о научных предпосылках создания ОНЦ КМ, то надо обязательно отметить, что наиболее благоприятным образом условия для научной разработки и претворения принципов космического мышления в науке, философии, искусстве, педагогике и вообще в жизни народов, сложились в России с ее богатыми традициями космизма. Проявление космических мотивов было связано с духовной революцией, которая началась в России в конце XIX века и продолжается в нашей стране по настоящее время. Русский космизм широко представлен в искусстве, философии и науке, музыке и поэзии XX‑XXI веков. Многие ученые, философы, художники, деятели искусства приходят к пониманию, что человек есть существо космическое, ибо является частью одухотворенного космоса и зримыми и незримыми нитями тесно связан с ним. К примеру, философские мотивы космизма отражены в творчестве группы русских художников «Амаравелла», работавшей в XX веке в России.

Идеи космизма разрабатывались в трудах русских философов и ученых второй половины XIX – первой половины XX вв. На первом месте среди философов здесь стоят имена В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева и П.А. Флоренского, среди ученых – В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского и А.Л. Чижевского. Так, П.А. Флоренский в своем главном труде «Столп и утверждение истины» рассматривает понятие истины, которое характерно для русского космизма. Истина, по мысли философа, необходимо должна быть символом Вечности [1, С. 145]. Словом, космизм в России имеет глубокие корни и широкое распространение.

Выдающийся вклад в новое космическое мышление внесли Е.И. Рерих и Н.К. Рерих, принявшие от Учителей знания о Живой Этике – философско-этической системе, объединившей мысль Востока и Запада. В Живой Этике и вообще в многогранной деятельности Рерихов космизм получил научное обоснование и системную разработку. Рерихи, опираясь на новое космическое мышление и одухотворенную науку, доказали, что рассмотрение явлений и процессов в контексте реального космоса расширяет до беспредельности возможности познания Вселенной и человека. Николай Константинович и Святослав Николаевич Рерихи много сделали и для того, чтобы мотивы космизма более отчетливо зазвучали в художественном творчестве. Идеи космизма, особенно в XX веке, возникали и в других странах – например, во Франции их последователем был известный философ Тейяр де Шарден.

Особое место в ряду мыслителей-космистов XX‑XXI веков занимает крупный философ Л.В. Шапошникова. В ее работах идеи Живой Этики, пронизанные мироощущением космизма, осмысливаются применительно к современному этапу эволюции человечества. Творчество Людмилы Васильевны является на нынешний день особенно значимым, так как ее работы несут в себе необходимые знания о космической эволюции человека, которые нужны человечеству именно в современной исторической ситуации. Оптимальный путь широкого освоения Живой Этики обществом – это введение ее в научный оборот. Но для этого необходимо объединить духовные усилия и творческие изыскания прогрессивно мыслящих ученых, философов, деятелей культуры, что и стало принципиальной предпосылкой создания ОНЦ КМ как реализованного выражения потребности человечества в осмыслении и претворении в жизнь нового космического мышления.

Перед ОНЦ КМ МЦР стоят очень важные задачи

Одной из главных задач сегодня является научное осмысление философской системы Живой Этики и культурного (художественного и литературного) наследия Рерихов. Проблема здесь состоит в том, что современный человек, следуя классической научной традиции, привычно ограничивает возможности познания явлений бытия рамками плотного мира. При таком узком подходе все потенциальные пути духовного постижения материи в иных состояниях и измерениях оказываются закрытыми. Между тем как необходимость такого познания уже назрела. Также указанный подход препятствует возможности изучения человека как многомерного по своей структуре космического существа, каковым он в действительности является.

Иными словами, наука нуждается в качественно иных подходах, а они содержатся в новом космическом мышлении, которое рассматривает человека и все моменты бытия как проявление космической реальности. Однако эти идеи являются настолько новыми для существующей науки, что нуждаются в разъяснении и популяризации в научном сообществе среди преподавателей, студентов, аспирантов, среди культурной общественности.

Другая важнейшая цель научного центра – посильное участие сотрудников в формировании новой научной парадигмы на основе философии Живой Этики и разработка одухотворенной системы познания.

Процесс формирования космического мышления захватывает все качества человека, так как он существо целостное – дух, сердце, интеллект, сознание, культурный и нравственный уровень, энергетика и физическое тело. Совершенствование имеющихся качеств в человеке и развитие в нем новых свойств происходит благодаря утончению его энергетики, на основе которой качества человека существуют и реализуются. Поэтому, помимо научной квалификации, профессионализма, знания начал Живой Этики – ученый, устремленный к формированию космического сознания, должен понимать, что в этот процесс будет вовлечено все его существо, а его жизнь станет меняться – в ней возникнут новые препятствия, требующие преодоления, и новые обстоятельства, открывающие духовные возможности в познании. От этого жизнь человека станет более напряженной, но в то же время в ней будут открываться необычные творческие возможности. Эти особенности формирования космического сознания накладывают на ученого огромную профессиональную и нравственную ответственность.

Если брать сферу развития научной мысли, то в области профессиональной деятельности ученого развитие его сознания в свете космического мировосприятия будет состоять, в частности, в переориентации его мышления на новую систему познания. Это, в свою очередь, повлияет на формирование новых подходов в осмыслении закономерностей научных изысканий, в частности, на выбор и определение предмета исследования.

Например, в философии космической реальности есть положение о том, что все атомы во Вселенной являются носителями «психожизни», или тончайших энергий, источником которых выступают высочайшие структуры Космоса. «Психожизнь движет атомом, – читаем в Живой Этике, – и атомистическая энергия есть рычаг психожизни атома» [2, § 65]. К изучению такого рода свойств атома наука пока не приступила. В то же время это философское положение было бы интересно проверить, но уже с учетом обновленной научной методологии. Поэтому в будущем понимание атома как предмета исследований, скорее всего, будет расширено.

Для этого ученым надо качественно изменить представления о существующей теории познания. Эта теория в ее новом варианте, согласно Живой Этике, объединяет методы познания эмпирического и духовного, или метанаучного. В истории науки эти методы нередко использовались в единстве, что давало возможность ученым добывать новые знания. Но со временем возобладала методология эмпирической науки, и духовные методы познания – чувствознание, интуиция, сны, видения и т. д. – как способ научных исследований были отодвинуты на периферию, отброшены или даже забыты.

Между тем, не за горами время, когда пути и методы духовного познания будут востребованы, и к этому надо готовиться – вести перспективные научные разработки, стараться применять новую теорию познания в изысканиях ученых, популяризируя ее методы среди научной общественности и т. д. Все это со временем позволит науке сформировать одухотворенную методологию и перейти на качественно новый уровень развития: появится реальная возможность добывать все больше знаний о явлениях материи, более тонких ее состояниях, и, благодаря синтезу, объединять все добытые знания в целостную картину Вселенной. Такая картина необходима человечеству для его перехода на новый уровень развития. Наука приблизится к духовному восприятию мира благодаря космическому сознанию ученых, которое будет способствовать восстановлению и развитию некогда утраченной наукой связи с духовным космосом.

Участие в реализации перечисленных моментов наряду с работой по защите имени и наследия Рерихов также входит в спектр основных целей ОНЦ КМ.

Исследовательские программы ОНЦ КМ МЦР

Для решения задач ОНЦ КМ важное значение имеют исследовательские программы и другие творческие направления деятельности этого научного подразделения, которое привлекает к работе ученых других научных и образовательных организаций России и зарубежных стран. Методологической основой данных программ является философия Живой Этики, труды Рерихов, работы Л.В. Шапошниковой.

Главная проблема здесь состоит в том, что, по существу, исследовательские программы ОНЦ КМ реализуются на основе методологии Живой Этики. Это также в полной мере относится ко всему комплексу наук, задействованному в разработке различных программ: истории, философии, культурологии, педагогики, физики, космологии, генетики и других дисциплин.

Одна из таких программ называется «Наука и метанаука»

В ее рамках разрабатываются проблемы качественного обновления философских оснований науки. Здесь в фокусе нашего внимания – вопрос о развитии и применении философской системы Живой Этики и, прежде всего, новой теории познания в научных исследованиях.

Вообще надо отметить, что эта программа носит комплексный характер, поскольку реализуется сотрудниками ОНЦ КМ в различных формах их профессиональной деятельности. Это, в первую очередь, их научные разработки, публикуемые в изданиях МЦР и других научных организаций. Разработки сотрудников ОНЦ КМ по философии Живой Этики, новому космическому мышлению имеют важнейшее значение для всех граней их деятельности. Такой подход к научной работе является объективным основанием повышения научной квалификации сотрудников, уровня эффективности работы ОНЦ КМ. Большое внимание ОНЦ КМ уделяет выступлениям своих сотрудников на научных конференциях международного, всероссийского и регионального масштабов, на которых они сообщают результаты своих научных изысканий. Стало правилом, что ведущие сотрудники ОНЦ КМ каждый год делают доклады на международных конференциях, проходящих в МЦР, в других научных центрах. Практически во всех этих докладах происходит осмысление тех или иных граней творческого наследия Рерихов.

Другая научная программа посвящена восстановлению и развитию Гималайского Института научных исследований «Урусвати», созданного Рерихами в 1928 году в Индии (Кулу). «Урусвати» в переводе с санскрита означает «Свет Утренней Звезды».

Этот Институт под руководством и при непосредственном научном участии Рерихов работал как международный научный центр нового типа, ибо основой его деятельности была методология новой одухотворенной науки. С Институтом «Урусвати» сотрудничали известные ученые и деятели культуры России, Индии и других стран: Николай Вавилов, Рабиндранат Тагор, Рамананда Чаттерджи, Альберт Эйнштейн, Роберт Милликен, Луи де Бройль, путешественник и исследователь Свен Гедин и другие.

В процессе работы в Институте «Урусвати» Рерихами применялись определенные принципы, имеющие большое значение для выработки современной методологии исследований, а также рассчитанной на будущее.

Среди этих принципов необходимо выделить в первую очередь:

– объединение возможностей западной науки и восточной философии;

– синтез экспериментальных и метанаучных путей познания;

– подвижность работы, состоявшаяся в организации Рерихами экспедиций в районы Гималаев и долину Кулу;

– исследования на стыке наук и разработка новых научных направлений и проблем;

– использование благоприятных культурологических, географических, климатических и экологических условий долины Кулу, всего района Гималаев;

– привлечение для исследований известных ученых из разных стран мира;

– обмен научной информацией и публикациями с учеными, мировыми университетскими и академическими научными центрами.

Деятельность Института была рассчитана на мировые связи, многие из которых во время Второй мировой войны прервались. Поэтому Институт пришлось законсервировать.

В реализации научной программы Института «Урусвати» Международным Центром Рерихов на данный момент выделяется два этапа.

Первый – определить направления восстановления Института на основе концепции, разработанной Рерихами, и реализовать эти направления. Наладить в Институте научные исследования. Это требует решения научных, финансовых и организационных вопросов, касающихся, в частности, договоренности на государственном уровне российской и индийской сторон.

Важным и перспективным видится и второй этап, связанный с подключением к научным исследованиям в Институте «Урусвати» государственных научных структур разных стран, международных общественных организаций и фондов, а также академических ученых. Такое сотрудничество уже начинает плодотворно складываться между ОНЦ КМ Международного Центра Рерихов и МГУ имени М.В. Ломоносова, Главным ботаническим садом им. Н.В. Цицина Российской академии наук, другими научными учреждениями, институтами и университетами.

В последние годы в «Урусвати» группой российских ученых (кандидат биологических наук, научный сотрудник Зоологического Музея МГУ имени М.В. Ломоносова А.А. Лисовский и научные сотрудники Главного ботанического сада имени Н.В. Цицина РАН – кандидат биологических наук В.Г. Шатко и С.А. Потапова) проведены работы по приведению в порядок орнитологической, зоологической, ботанической и других коллекций Института. В будущем полезно сформировать аналогичную группу индийских ученых и начать проводить совместную российско-индийскую научно-исследовательскую деятельность.

Основные направления программы «Урусвати» – изучение и развитие методологии Рерихов, которую они применяли в своих исследованиях в этом международном научном центре, разработка общей концепции восстановления научной деятельности Института и организация научных исследований, которые проводятся под эгидой МЦР. В 2010 году научный сотрудник Зоологического музея МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат биологических наук А.А. Лисовский провел осмотр и обработку специальным составом зоологической коллекции, хранящейся в Институте «Урусвати». Поэтапное создание данной коллекции было осуществлено в рамках научных программ Института «Урусвати» в 30‑е годы XX века.

В 2012 году научные сотрудники Главного ботанического сада им. Н.В. Цицина РАН кандидат биологических наук В.Г. Шатко и ученый секретарь Совета ботанических садов России С.А. Потапова провели инвентаризационные работы и сканирование гербария, собранного в Индии учеными, сотрудничавшими с Институтом «Урусвати». Гербарий насчитывает более трех с половиной тысяч экземпляров. В 2013 году вышеназванные ученые частично повторили маршруты экспедиций Института «Урусвати», проложенные их коллегами в 30‑е годы ХХ века. В результате был собран уникальный материал, дополнивший уже существующий гербарий. Таким образом, научная работа на базе Института «Урусвати» возобновляется. Хотя из-за недостатка финансовых средств научные командировки в Индию со стороны МЦР стали более редкими.

Реализация данного научного направления отражена в публикациях ОНЦ КМ: в таких изданиях, как «Живая Этика и наука», вып. 1 (2008) и вып. 2 (2013); Труды ОНЦ КМ, т. 2 (2009) и т. 3 (2013); журнале «Культура и время», «Наука в России» и других изданиях.

Ученые, занимающиеся этой программой, пока еще в самом начале пути и впереди их ждет огромное поле проблем организационного и научного характера, разрешение которых откроет новые горизонты познания. Отметим, что исследования в Институте «Урусвати» опираются на методологию новой одухотворенной науки, основанной на философской системе Живой Этики и научных исследованиях Рерихов. Важное место в деятельности Института в будущем займет сотрудничество российских ученых с их индийскими коллегами и учеными из других стран мира.

Ученые ОНЦ КМ разрабатывают концепцию научного направления «Кайлас–Тибет
в свете космической эволюции человечества»

Основные задачи данного направления:

– организация и осуществление научно-исследовательской работы, а также обнародование её результатов;

– сотрудничество с учёными и специалистами соответствующих научных направлений;

– взаимодействие с лабораториями с целью обработки и анализа образцов, собранных в полевой работе;

– создание базы данных результатов научно-исследовательской работы.

Важными секторами исследований в данном направлении являются: Кайлас вместе с прилегающими регионами как единая система; великие озёра Тибета; слои культуры и цивилизации в Тибете, которые можно отнести к древнейшим (допотопным) временам; исток и пути расселения предков индоевропейских народов; подвижники в Тибете; целительная флора Тибета; Священная Заповедная Страна.

Неоценимую методологическую помощь при разработке этого направления имеют труды Рерихов, в особенности те их работы, которые непосредственно посвящены изучению культуры народов Тибета.

Необходимым условием реализации этого направления является наличие специально подготовленных кадров – востоковедов, которые владеют восточными, а также европейскими языками и имеют доступ к оригинальным источникам культуры народов Центральной Азии.

Еще одна программа посвящена защите имени и наследия Рерихов. Эта проблема ОНЦ КМ рассматривается как необходимая часть деятельности его сотрудников, ибо защита наследия Рерихов представляет собой защиту культуры в самом высоком значении этого понятия. Эта работа идет по нескольким направлениям. В сложившейся драматической ситуации, когда чиновники предпринимают откровенные попытки разрушить общественный Музей имени Н.К. Рериха и захватить хранящееся в нем наследие Рерихов, все силы ОНЦ КМ, так же, как коллектива МЦР, направлены на защиту нашей организации от нападок и клеветы на Музей, Рерихов и главное – на защиту философии Живой Этики. Эта большая работа, требующая от сотрудников оперативности и самоотверженности, взаимодействия с нештатными сотрудниками ОНЦ КМ, то есть с учеными, которые работают на удалении в других научных структурах и университетах. Напомним, что этот Музей создан по инициативе С.Н. Рериха трудами Л.В. Шапошниковой и с привлечением широкой российской общественности.

Защита имени и наследия Рерихов проводится, прежде всего, в информационном пространстве – в Интернете, в СМИ, через масштабную издательскую и публикаторскую деятельность. Данное направление сегодня является приоритетным в работе сотрудников ОНЦ КМ.

Оно реализуется в периодически выходящих сборниках «Защитим имя и наследие Рерихов». Уже выпущено 7 томов. У истоков этого издания стояла Л.В. Шапошникова, сыгравшая ведущую роль в разработке его концепции и подготовке ряда томов этого сборника. Подготовка и публикация этого многотомного издания ​– очень важная работа. В сборнике анализируется ситуация, складывающаяся вокруг наследия Рерихов и Музея имени Н.К. Рериха, а также аргументированно раскрываются нападки и клеветнические измышления сил, направленных против космического миропонимания Рерихов, научно-культурной и просветительской деятельности Музея имени Н.К. Рериха.

Таким образом, действия сотрудников ОНЦ КМ по защите имени и наследия Рерихов и Музея имени Н.К. Рериха органично дополняют их научные изыскания в этом направлении, которые возможны сегодня только в МЦР, где созданы сформированные С.Н. Рерихом и Л.В. Шапошниковой условия для творческой работы над культурным наследием семьи Рерихов.

Чтобы не превращать статью в отчет, я не стану развернуто перечислять все многочисленные направления деятельности ОНЦ КМ.

Назову лишь основные из них: ежегодное участие в формировании программ международных конференций в МЦР и их реализации; организация научного семинара «Проблемы русского космизма»; проведение лектория МЦР «Творческое наследие Рерихов как основа нового космического миропонимания» (творческие проекты «Культурные традиции народов по маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов», «Историко-философские вечера в Музее имени Н.К. Рериха», музыкально-поэтические композиции и др.), консультации аспирантов из России, стран СНГ и дальнего зарубежья по вопросам космического мышления и изучению наследия семьи Рерихов. Несколько лет назад автор этих строк консультировал аспиранта из США Джереми Уишона. Он готовил работу по истории российско-индийских отношений в области культуры и по понятным причинам не мог обойти тему роли Рерихов в реализации этих отношений. ОНЦ КМ и научная библиотека МЦР оказали молодому ученому необходимую методическую помощь.

ОНЦ КМ ведет планомерную культурно-просветительскую и популяризаторскую деятельность в русле раскрытия научного и гуманистического содержания идей Рерихов. Готовятся к изданию книги: Справочник по рериховедению (том второй), материалы общественно-научных конференций, которые прошли в МЦР в течение последних лет, очередной том «Живая Этика и наука», планируется подготовка четвертого тома «Трудов ОНЦ КМ» и др.

В лектории ОНЦ КМ МЦР выступают ученые и культурные деятели по тематике, тесно связанной с наследием Рерихов, а также с наукой и культурой. Уже три года при ОНЦ КМ работает семинар молодых ученых, на котором ежемесячно делаются доклады по актуальным проблемам истории философии, науки и культуры.

Таком образом, хотя ОНЦ КМ МЦР находится по историческим меркам только в начале пути, сделано уже немало. Но самое главное – сотрудники осознают, что такая активная творческая и общественная деятельность возможна только на основе философского и художественного наследия Рерихов и в пространстве общественного Музея имени Н.К. Рериха. Именно с учетом этих предпосылок, созданных всей семьей Рерихов и подвижнической деятельностью Л.В. Шапошниковой, коллектив ОНЦ КМ МЦР смотрит в будущее.

В этом контексте, опираясь на опыт прошлого, можно помыслить о будущем ОНЦ КМ

Очень важно отметить, что всем сотрудникам ОНЦ КМ в то или иное время посчастливилось работать под руководством Генерального директора Музея имени Н.К. Рериха, академика Людмилы Васильевны Шапошниковой, которая была не только крупным философом, известным ученым и общественным деятелем, но и человеком огромной души и большого сердца, всегда настроенного на сотрудничество и помощь всем, кто к ней обращался. Это не могли не чувствовать сотрудники, все, кто соприкасался с Людмилой Васильевной по разным вопросам и, прежде всего, по проблемам культурного наследия Рерихов.

Поэтому на меня, как и на многих людей, огромное влияние оказывало и продолжает оказывать творчество Л.В. Шапошниковой и пример ее подвижнической деятельности. И не только потому, что мне, как и другим сотрудникам МЦР, волею судьбы была предоставлена высокая честь работать под ее руководством, но, прежде всего, по той причине, что творчество этого выдающегося мыслителя и культурного деятеля являет собой объективно необходимое звено развития философии космической реальности, в пространстве которой существует огромное поле возможностей для реализации творческих идей и планов.

Если в этом контексте помыслить о будущем ОНЦ КМ, то хотелось бы, чтобы этим будущим стало все более расширяющееся участие ОНЦ КМ в научном осмыслении творческого наследия семьи Рерихов, что может открыть перед этим подразделением МЦР новые возможности. Я надеюсь на то, что ОНЦ КМ Международного Центра Рерихов будет развиваться так, что со временем станет кирпичиком, положенным в здание какой-то мощной структуры, которая будет заниматься исследованием проблем космического мышления уже на более высоком уровне.

В связи с этим, мне хотелось бы процитировать доклад Людмилы Васильевны Шапошниковой «Творец космической эволюции», в котором обозначены перспективы развития Объединенного Научного Центра проблем космического мышления: «…Я вижу, и не один раз, стоящее на высоком берегу широкой реки грандиозное здание – Научный институт космического мышления. А перед ним высокая фигура из белого мрамора – скульптура Елены Ивановны Рерих. Я уверена, что это сбудется. Трудно сказать когда. Но это уже не важно, ибо Елена Ивановна, великая подвижница космического плана, выполнила в этом тяжелом и плотном мире свою космическую миссию, которая должна быть по достоинству оценена благодарным человечеством» [3, С. 77].

В.В.Фролов,
заместитель Генерального директора Музея имени Н.К. Рериха по научной работе,
руководитель Объединенного Научного Центра космического мышления МЦР,
доктор философских наук, профессор

Автор выражает благодарность за помощь в подготовке статьи заместителю ОНЦ КМ, кандидату педагогических наук, кандидату философских наук Лебеденко А.А. и научному сотруднику ОНЦ КМ Кожемякиной Л.А.

Литература

1. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Т.1. М.: Изд-во «Правда», 1990.

2. Учение Живой Этики. Беспредельность. Часть I. М.: МЦР, 1995.

3. Шапошникова Л.В. Творец космической эволюции // 130 лет со дня рождения Е.И.Рерих: Материалы международной научно-общественной конференции. 2009. – М.: Международный Центр Рерихов: Мастер-Банк, 2010.

Источник: сайт МЦР.

Запись опубликована в рубрике космическое мышление с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий