Ю.П.Карпенко. О способе поиска нового понятийного аппарата для психофизики и парапсихологии

Парапсихология и психофизика. — 1997. — №1. — С.44-46.

О способе поиска нового понятийного аппарата для психофизики и парапсихологии

Ю.П.Карпенко

Попытки описать параявления в терминах физических теорий показали, что они недостаточны для этого. Причина состоит в том, что ключевой для психофизики феномен активности сознания в этих теориях отсутствует. В связи с этим утверждается, что для адекватного описания параявлений необходим концептуальный сдвиг, оснащенный новым понятийным аппаратом [1,2]. В этой ситуации теоретическая деятельность состоит не только в том, чтобы строить новые физико-математические конструкции, но и в работе с основополагающими представлениями. Нетрудно видеть, что результаты такого рода деятельности не выражаются ни в формулах, ни в экспериментах, ни в приборах. В условиях нормальной по Т.Куну науки этот род деятельности относится к философии науки, но в условиях необходимости концептуального сдвига эти границы размываются. Искусственное их поддержание вряд ли перспективно.

Однако хотя образцы физико-математического знания и недостаточны для описания параявлений, но до тех пор, пока полагается, что в параявлениях задействованы физические силы, эти образцы знания будут необходимы для их описания. С чисто психологической точки зрения эта противоречивая ситуация подобна адаптации к новым условиям, когда ясно, что хотя привычные образцы мышления и поведения недостаточны для эффективных действий в этих условиях, но в то же время без них просто непонятно, что делать. В этой ситуации можно попытаться как можно более полно осознать привычные образцы мышления и поведения и их соотношение со спецификой новой ситуации. Обозначим эту процедуру осознания по отношению к физико-математическим образцам знания рефлексивной позицией по отношению к ним (рефлексия здесь понимается в традиционном смысле. т.е. не по В. Лефевру). Иными словами, как и в [3], речь идет о том, какие именно минимальные шаги нужно предпринять для того, чтобы осуществить необходимый для психофизики концептуальный сдвиг.

Первый же шаг в этом направлении приводит к сферам деятельности двух различных научных сообществ: а) сообщества философов и историков науки, которые занимаются экспликацией наиболее общих предпосылок научного (в первую очередь естественнонаучного) знания и проблемой рациональной реконструкции его роста и б) сообщества специалистов в конкретных областях физики, представления из которых используются для интерпретации параявлений. В данном сообщении будет рассмотрен только один результат методологии науки: теоретическая нагруженность экспериментальных фактов. Упрощая, можно сказать, что методы, теории, концепции — это те «очки», через которые научное сообщество смотрит на мир. Что это за «очки»?

Анализируя причины общезначимости, строгости и высокой достоверности теоретических знаний, Кант пришел к выводу о том, что такой характер этих знаний объясняется их укорененностью не в объекте, а в субъекте. В теоретическом знании «откристаллизовались формы, характеризующие способ функционирования познавательных способностей, изначально присущих самому субъекту познания.»(4, с. 27). Необходимо по-иному взглянуть на эти способности [4], имея в виду, что «в реальной истории науки речь, конечно, не может идти о различии способов чувственного восприятия. Люди, создававшие науку на всем протяжении ее истории мало чем отличались друг от друга.» (4, с.30). Если попытаться посмотреть на эту ситуацию с позиций специфики эмпирии психофизики и парапсихологии, для которой существенна активное влияние сознания на физические процессы [1,2], то можно отметить как минимум два момента. Во-первых, специфику форм чувственного восприятия, характерных для эмпирии психофизики и парапсихологии. Речь не идет об иных формах чувственного восприятия: то или иное восприятие пространства, времени, причинности в наличии, но они часто отличны от доминирующих в физике. Во-вторых, если это так, а также справедливо то, что, как полагал Кант, априорные формы чувственного восприятия предшествуют теоретическим конструкциям, то правомерен вопрос о том, в какой мере учет иных типов восприятия может быть существенен для описательных научных схем? Можно ли в истории видеть конкретный пример, когда привлечение к описанию мира иных типов чувственного восприятия уже приводило к построению альтернативных современной науке описательных схем?

Представляется, что такой пример указать можно. Он обнаруживается благодаря современным исследованиям по лингвистике и филологии измененных состояний сознания [5,б]. Последние, как известно, существенны для реализации тех специфических форм чувственного восприятия, которые типичны для эмпирии психофизики и парапсихологии. Предполагаемая альтернативность предлагаемого примера в наиболее показательном случае древнекитайской философии может быть описана как альтернативность логики и нумерологии (китайская доминанта в описании мира и социума, которая отлична от европейской логической доминанты и которая просуществовала вплоть до начала интенсивных контактов с европейцами уже в новое время [7]) (подробнее об этом см.[8]).

Литература

1. Московский А.В., Мирзалис И.В. Сознание и физический мир.// Сознание и физический мир.-М.,1995,вып.1.

2. Jahn R.G., Dunne B.J. On quantum mechanics of consciousness with application to anomalous phenomena.//Foundations of physics. 1986,Vol.16, n.8.

3. Московский A.B. Сознание в современной научной картине мира.// Тезисы докладов на международной конференции «Биоэкстрасенсорика и научные основы культуры здоровья на рубеже веков». Москва, 26.11-29.11.96, с.11-15.

4. Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века. — М., 1989.

5. Спивак Д.Л. Лингвистика измененных состояний сознания. — Л., 1986.

6. Спивак Д.Л. Язык измененных состояний сознания. — Л. 1989.

7. Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. — М., 1994.

8. Карпенко Ю.П. О способах передачи веры в знания. 1. «Канон».// «Философия». — М., ИНИОН, в печати.

Ю.П.Карпенко — механико-математический факультет МГУ, н.с. теоретического сектора отдела полимеров ИХФ АН СССР (12 лет) (нелинейные явления в физике и механике полимеров и металлов); 1 обзорная и 2 оригинальные публикации за 3 последних гола в сб. «Философия»(ИНИОН РАН) по тематике психофизики и философии науки.

117437, Москва, ул.Волгина, 25-1-28, тел.330-4791

Tags: , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

You must be logged in to post a comment.

Agni-Yoga Top Sites

Живая этика и искусство Живая этика и музыка